Заказчики строительных работ. Государственные и муниципальные заказчики Заказчик и заявитель в чем отличие

Заказчик

Заказчик - лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.

Заказчик по российскому законодательству

Гражданский кодекс Российской Федерации применяет понятие «заказчик» к узкому кругу сделок, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг:

  • Договоры подряда , в т.ч. бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ , подрядные работы для государственных нужд (глава 37)
  • Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38)
  • Возмездное оказание услуг (глава 39)

Помимо этого, в параграфе 4 главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, понятие "заказчик" применяется к сделкам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

См. также

  • Технический заказчик

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Заказчик" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    заказчик - Организация, предприятие или учреждение, имеющие выделенные в установленном порядке средства для осуществления капитального строительства или ремонта и заключающие в этих целях договор на производство проектно изыскательских и строительно… … Справочник технического переводчика

    ЗАКАЗЧИК, см. заказывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сторона в договоре подряда; юридическое или физическое лицо, формирующее задание для осуществления работы подрядным способом. По английски: Client Синонимы английские: Customer См. также: Договоры подряда Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (ЗАСТРОЙЩИК) по определению ФЗ Об архитектурной деятельности от 18 октября 1995 г. гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение… … Юридический словарь

    Юридическое или физическое лицо, сделавшее заказ другой стороне, изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗАКАЗЧИК, заказчика, муж. Лицо, дающее заказ (см. заказ1). У этого сапожника много заказчиков. Портной шьет из материала заказчиков и из своего. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗАКАЗЧИК, а, муж. Тот, кто делает заказ (в 1 знач.), заказывает что н. | жен. заказчица, ы. | прил. заказчицкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации,… … Экономический словарь

    Заказчик - (customer) юридическое или физическое лицо, в интересах и за счет средств которого осуществляются закупки. Заказчиком выступает собственник средств или их законный распорядитель, а выразителями его интересов – руководители, наделенные правом… … Экономико-математический словарь

Книги

  • Анонимный заказчик , С. Высоцкий. Вашему вниманию предлагается очередная книга серии: Детектив. Фантастика. Приключения. 2, в которую вошел роман советского писателя Сергея Высоцкого Анонимный заказчик. Сюжет романа построен…

Каким требованиям должны соответствовать Участники государственных закупок? И есть ли разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Итак, вы решили попробовать свои силы в государственных закупках и непременно выиграть нужные вам тендеры? Вы уже видите себя в роли поставщика государственных закупок? Отлично, это замечательная цель! Но, чтобы ее достичь, вам недостаточно будет просто принять участие в закупке. Очень желательно разобраться во всех понятиях и терминах процесса государственных закупок. Давайте с терминов и начнем.

1. Участники государственных закупок – кто это?

Государственные закупки как процесс всегда осуществляются между двумя сторонами. Эти стороны определены Федеральным законом 44-ФЗ. Согласно закону, на одной стороне закупки выступает Заказчик (государственный или муниципальный орган), а на другой стороне - Участник закупки. Да и если говорить глобально, то вообще весь процесс государственной закупки направлен именно на то, чтобы Заказчик определил претендентов на звание «Участник закупки» и, в конце концов, выбрал из этих претендентов победителя. Так кто же может выступать в роли Участника закупки? Обратимся к закону.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ Участник закупки - это практически любое юридическое лицо. И для Заказчика чаще всего не имеет значения его организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения, и даже место происхождения капитала.

Но слово «практически» употреблено не случайно! Закон ограничивает возможность участия в государственных закупках для оффшорных юридических лиц. Обычно, оффшорные компании не предоставляют налоговые, бухгалтерские и другие отчеты государственным органам и, к тому же, имеют возможность не раскрывать информацию о своих владельцах. Разумеется, такой оффшорный участник закупки может создать определенные проблемы для государства, а потому подобные юрлица и выведены из государственных закупок.

Делаем вывод, что участник закупки это любое юридическое лицо за исключением оффшорной компании. Кстати, участник закупки это не обязательно и не только юридическое лицо. Например, той же статьей 4 Федерального закона 44-ФЗ предоставлена возможность и физическому лицу стать участником государственных закупок. Для этого даже не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, если вы планируете участвовать в торгах неоднократно, то зарегистрировать ИП все-таки придется.

2. Разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки

В Федеральном законе о контрактной системе дано определение только термину «Участник закупки», однако в жизни вы наверняка встречали и другие определения участника. Например, Поставщик, подрядчик закупки или исполнитель. Есть ли разница? И если она есть, то в чем заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно иметь самое поверхностное представление о гражданском законодательстве России. И все дело в том, что, и поставщик, и подрядчик закупки, и исполнитель, по своей сути, являются синонимами для одной стороны договора на выполнение работ либо оказание услуг. В договоре на оказание услуг обычно используется термин «Исполнитель», при выполнении работ традиционно используют термин «Подрядчик закупки». Термин же «Поставщик» часто употребляется в договорах на поставку товаров. Как видим, несмотря на разную терминологию, все эти термины обозначают одну и ту же сторону договора – ту, что будет исполнять этот договор. А так как государственные закупки в нашей стране проводятся и на выполнение работ, и на оказание услуг, и на поставку товаров, то это значит, что Участник закупки может быть и Подрядчиком, и Исполнителем, и Поставщиком. Как вам ближе и удобнее, так себя и называйте.

Чтобы полностью раскрыть вопрос с терминологией, замечу, что в Законе о Контрактной системе также используются такие термины как (подрядчик, исполнитель) и Субподрядчик. Согласно закону поставщики участвуют в конкурсах и аукционах Заказчика для того, чтобы заключить государственный контракт. Однако, Единственный поставщик подписывает государственный контракт, не соревнуясь предварительно в торгах. Такие закупки проходят без проведения конкурсов, потому что Заказчик уже заранее знает, с кем он будет свой контракт заключать.

Поиск Субподрядчика обычно имеет место, когда проводятся закупки на выполнение каких-либо строительных работ. Специфика строительного законодательства такова, что будущий Подрядчик закупки должен предоставить свидетельство о допуске к таким работам. Однако не каждый Подрядчик закупки может иметь подобный разрешительный документ. Либо, свидетельство имеется, но конкретные необходимые работы там не указаны. Тогда Подрядчик закупки ищет того, кто может для него такие работы выполнить, то есть Субподрядчика. И заключает с ним договор субподряда. Получается, что Подрядчик закупки выигрывает торги и заключает договор с Заказчиком. А Субподрядчик контракт с Заказчиком не заключает, а работает через того Подрядчика закупки, который такой контракт с Заказчиком уже выиграл и подписал.

Как вы видите, закон о контрактной системе имеет четкое определение понятия «Участник закупки». А на практике уже дополнительно сложились такие синонимы участника закупки, как Поставщик, Исполнитель и Подрядчик закупки.

В функции технического заказчика входит:

  • подготовка всех видов разрешительных документов;
  • получение всех необходимых согласований;
  • экспертиза строительных площадок и консультации по вопросам их организации;
  • выполнение всех технических условий, необходимых для подключения к инженерным сетям;
  • финансовый контроль.

Таким образом, технический заказчик играет важную роль в управлении процессом строительства, тесно взаимодействует со всеми участниками строительного процесса, выполняет технический надзор и координирует все этапы стройки, а также сроки и качество процессов.

Необходимость в техническом заказчике как в отдельной организации возникла в 80-х годах прошлого века. Тогда же Госстрой утвердил отдельную службу, предназначенную для подготовки к строительству объекта и выполнения технадзора за самим строительством. Идея оправдала себя, и качество строительства ощутимо возросло. Но после распада СССР эта служба больше не смогла выполнять свои функции в условиях нового времени.

В современных условиях функции технического заказчика настолько разнообразны, что для их эффективного выполнения необходимы обширные знания и внушительный опыт. Технический заказчик - это не специальность, поэтому таких специалистов не готовят в университетах. Чтобы им стать необходимы многолетние практические знания и опыт работ в строительстве. Включаясь в процесс строительства, технический заказчик оформляет контракт на реализацию необходимого комплекса услуг, что ставит перед ним еще и необходимость разбираться в юридической стороне вопроса (распорядительной документации, судебной практике и т. д.).

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база деятельности технического заказчика появилась в 2011 году, когда были приняты соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ. С тех пор под термином технического заказчика официально стало пониматься физическое или юридическое лицо, уполномоченное застройщиком и действующее от его имени и в его интересах на профессиональной основе.

Согласно п. 22 Градостроительного кодекса РФ в функции технического заказчика входит:

  • заключение контрактов на инженерные изыскания, разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и капремонт зданий и сооружений;
  • подготовка зданий к реконструкции и капремонту;
  • предоставление контрагентам, проводящим строительство, ремонт и реконструкцию, необходимой документации и материальной базы для надлежащего выполнения их деятельности;
  • утверждение проектной документации;
  • подготовка и оформление документов, необходимых для сдачи объекта в эксплуатацию;
  • другие функции, предусмотренные Кодексом.

При этом важно отметить, что застройщик имеет абсолютное право реализовывать все перечисленные функции технического заказчика самостоятельно.

Роль технического заказчика в возведении объекта

Многие специалисты сравнивают роль технического заказчика в современном строительстве с дирижированием в оркестре. Ведь в его функции входит не только оформление всей предпроектной и проектной документации, но и полное управление строительством объекта на всех стадиях: формирования, организации строительной площадки, возведения объекта и стадии сдачи его в эксплуатацию. Непосредственно он организует взаимодействие между всеми участниками строительного процесса: заказчиками и инвесторами, подрядчиками, проектировщиками, согласующими и разрешительными органами. Стоит отметить факт, что у каждого из перечисленных субъектов имеются собственные интересы в деле и задача технического заказчика - своевременно сдать объект, учитывая интересы участников процесса, учитывая сроки и заранее намеченный план строительства, учитывая все современные строительные правила и нормы.

Практический пример работы технического заказчика

Работа по возведению объекта начинается с намерения заказчика (инвестора) вложить деньги в возведение этого объекта на определенном земельном участке. На этом этапе уже начинается деятельность технического заказчика. Ему на основании градостроительного плана необходимо подготовить и подписать все необходимые предпроектные документационные работы:

  • заключить договор аренды на земельный участок;
  • заключить договор срочного безвозмездного использования данным участком на период проектирования, подготовки к строительству, период строительства объекта;
  • подготовить и подписать документацию о переводе земли в нужную категорию.

Таким образом, технический заказчик принимает на себя внушительный поток бумажной работы по предпроектной подготовке и подготовке массы разрешительных и согласовательных документов.

После этапа согласования архитектурной концепции будущего объекта начинается процесс получения условий технической направленности, необходимые для подключения объекта к существующей инженерной инфраструктуре. Все выданные технические условия необходимо своевременно зарегистрировать и подтвердить в многочисленных государственных организациях, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. А таких технических условий много и связаны они с организацией водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрификации, телефонизации, радиофикации, газификации и уличного освещения.

Чтобы подготовить проект к конкурсу по выбору проектной организации необходимо еще подготовить заранее согласованный план выбранного земельного участка, архивную геоподоснову, архитектурную концепцию и другие бумаги.

После выбора проектировщика технический заказчик берет на себя подготовку и подписание с ним договора о разработке проектной и сметной документации в определенные сроки. Полученную документацию техническому заказчику также придется ее согласовывать с различными департаментами, проводить различные экспертизы.

На заключительном этапе проектной подготовки вся проектная и сметная документация, все разрешительные и согласительные бумаги передаются инвестору для выбора подрядчиков, поставщиков стройматериалов и необходимого оборудования. Технический заказчик необходим и на этом этапе: именно он активно участвует в процессе подбора нужных организаций, отслеживает все этапы и сроки конкурса или торгов по выбору этих объединений.

После выбора подрядчиков и поставщиков технический заказчик оформляет на всю «команду» разрешение на строительство. Для этого он сначала проводит всю документационную работу по отводу выбранного земельного участка под строительные работы. На время выполнения всех строительных работ оформляет разрешение на использование инженерных коммуникаций от федеральной или муниципальной власти. Особенно много бумаг приходится оформлять в случае, если строительная площадка располагается рядом с автомобильной или железной дорогой, подземными коммуникациями и инженерными сооружениями.

Для реализации всех вышеприведенных функций самому техническому заказчику желательно (но необязательно) иметь допуск СРО. Однако, наличие такого допуска позволяет заказчику контролировать качество работ на проекте, осуществлять технический надзор и контроль, проверять качество конструкций и материалов, исправность применяемого оборудования.

После завершения стройки технический заказчик сдает объект в эксплуатацию и передает инвестору (заказчику) полный пакет документации для регистрации права собственности, в том числе гарантийные обязательства и бумаги для БТИ.

Уровень компетенции технического заказчика

Ряд лиц в наше время воспринимают объединение технического заказчика как вспомогательное, необходимое только для быстрого оформления всех разрешительных и согласовательных процедур. Но это не так. Объединение технического заказчика на экспертном уровне разбирается в следующих вопросах:

  • организация строительной площадки и деятельности на ней;
  • получение технических условий для подключения к существующим коммуникациям и сетям;
  • технический надзор за всеми этапами строительства;
  • финансовый надзор за расходованием денежных средств;
  • передача построенного объекта в эксплуатацию.

Таким образом, использование функций технического заказчика в полном объеме позволяет добиться высокого качества строительных работ, а также соблюдение всех сроков по заранее намеченному плану.

Отдельное направление деятельности технического заказчика - это финансовый контроль. Он включает в себя следующие функции:

  • согласование с инвестором стоимости всех работ;
  • проверка счетов и квитанций за выполненные услуги и проведенные работы;
  • мониторинг расходования финансовых средств в рамках утвержденной сметной документации;
  • отчет о своевременности применения выделенных финансовых средств;
  • контроль за работой бухгалтерского учета.

Учитывая многостороннюю работу заказчика с различными субъектами строительства, разрешительными и контролирующими органами в большинстве случаев технический заказчик - не одно лицо, а целая организация, работающая в форме ООО.

Государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 ФЗ N 44-ФЗ).

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с:

  • оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
  • закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно ФЗ N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ФЗ N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
  • закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;
  • назначением органом дознания, органом предварительного следствия, судом;
  • привлечением адвоката к оказанию гражданам ;
  • закупкой товаров, работ, услуг участковыми и территориальными избирательными комиссиями.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ N 44-ФЗ бюджетные учреждения часть своих закупок осуществляют на основании контрактов, заключаемых в соответствии с данным законом.

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 2 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случае закупки за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ), а также в случае, если государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном ФЗ N 44-ФЗ, в случаях, если закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций, и когда закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 44-ФЗ).

На указанные выше юридические лица при осуществлении ими закупок за счет бюджетных инвестиций распространяются положения ФЗ N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии России, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Государственный или муниципальный заказчик: Видео

Заказчик - юридическое лицо, которое непосредственно осуществляет закупку товаров, работ и услуг на государственные (муниципальные) нужды, а также на нужды конкретной организации, учреждения, предприятия, и заключает с исполнителем контракт.

В качестве Заказчика по 44-ФЗ может выступать:

. Государственный Заказчик, под которым следует подразумевать государственный орган, орган государственной власти, государственное казенное учреждение, орган управления внебюджетным фондом, которые действуют в интересах Российской Федерации, ее субъектов, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от имени государства и осуществлять закупки;

. Муниципальный Заказчик, то есть муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение, которые действуют в интересах определенного муниципалитета, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от его имени и осуществлять закупки;

. Бюджетные, автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия;

. Иные юридические лица, которые не имеют статуса государственного или муниципального учреждения, если им выделяются инвестиции из бюджетного фонда.

Бюджетное учреждение не может выступать в качестве Заказчика в соответствии с ч. 1 статьи 15 44-ФЗ, если:

. До начала календарного года было разработано и утверждено Положение о закупке по Федеральному закону № 223-ФЗ и размещено в единой информационной системе;

. Планируется производить закупку за счет грантов, собственных доходов;

. Учреждение будет являться исполнителем по контракту.

Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р), а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в ЕИС:

За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

. В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Информация была полезной?