С какой целью проводится аудиторская проверка. Что такое аудиторская проверка предприятия

Для того чтобы четко представить, что такое аудиторская проверка бухгалтерской отчетности, необходимо иметь информацию о том, что входит в это понятие.

Таким образом, бухгалтерская отчетность представляет собой документы, содержащие данные об имуществе, финансах и хозяйственной деятельности организации, которые составляются с определенной периодичностью. О том, как проходит аудиторская проверка бухгалтерского учета и отчетности, поговорим в нашем сегодняшнем материале.

Как правило, отчеты по осуществленной деятельности внутри организации составляются ежемесячно, а в некоторых случаях — еженедельно. В основном, это зависит от корпоративной политики и деятельности организации.

Предоставление официальной документации на проверку контролирующим органам или потенциальным инвесторам осуществляется предприятиями один раз в календарный год.

Некоторые организации обязаны публиковать данные о своих финансовых делах — прибыли и достижениях, после того, как они пройдут аудиторскую проверку. Отчет по проведенной аудитором проверке публикуется наряду с другой бухгалтерской документацией.

Виды бухгалтерской отчетности

Теперь рассмотрим, какие виды бухгалтерской отчетности существуют. В зависимости от полноты информации и сроков документы можно разделить на следующие виды:

1. Внутренние документы (предназначены для использования только внутри организации или предприятия).
2. Внешние документы (предназначены для предоставления проверяющим органам, а также потенциальным инвесторам, клиентам или заинтересованным вкладчикам).
3. Годовые отчеты (содержат информацию о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации за календарный год).
4. Промежуточные отчеты (содержат информацию о каком-либо периоде в течение календарного года — за месяц, квартал, неделю).
5. Частная отчетность (содержит сведения о работе отдельного участка или отдела предприятия мли организации).
6. Общая отчетность (содержит данные о работе организации в целом).

Следует отметить, что аудиторская проверка бухгалтерской отчетности может быть направлена на изучение отдельных документов (например, по отдельной отрасли или за какой-то конкретный период времени). Ежегодный аудит бухгалтерской отчетности организации подразумевает проверку всех документов предприятия.

Формы бухгалтерской отчетности

В основном бухгалтерские документы ведут на бланках. Образцы таких бланков обычно имеют унифицированную форму. Другие документы внутри организации могут быть заполнены на бланках, которые были разработаны с учетом особенностей предприятия.

В состав общих отчетов, передаваемых на аудиторскую проверку, входят такие документы, как:

  • отчет о финансовых результатах организации;
  • бухгалтерский баланс предприятия;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств.

Обратите внимание, что к вышеперечисленным документам могут быть дополнительно предоставлены пояснительные записки или отчеты.

Суть аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности

Аудиторская проверка финансовой бухгалтерской отчетности состоит в тщательном изучении всех данных. Аудитор проводит сверку соответствия результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (организации) нормам действующего законодательства РФ. Кроме того, аудиторская проверка бухгалтерской отчетности должна подтвердить достоверность сведений, содержащихся в документах.

Проверяющий отчетность аудитор, в своей деятельности руководствуется утвержденными процедурами проведения проверки в соответствии с нормами Налогового и Гражданского кодекса и Положениями и рекомендациями Минфина РФ. Аудиторы, которые проводят проверку бухгалтерской финансовой отчетности организации, обязательно должны придерживаться Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Уведомление о предстоящей проверке

Как мы уже выяснили, суть аудиторской проверки бухгалтерской отчетности состоит в выявлении соответствия ведения документов нормам закона. Перед проведением аудита организации должно прийти уведомление о предстоящей проверке, если только проверка не является внеплановой. В уведомлении указывается, к чему именно следует готовиться, и как долго будет длиться аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

Внеплановая проверка предприятия может быть проведена в случае расследования какого-либо серьезного правонарушения.

В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, проверяющий обычно изучает:

Виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности может быть:

  • обязательной (ежегодной);
  • по инициативе руководителя организации (предприятия).

Во втором случае аудиторская проверка, инициированная директором предприятия, может быть направлена на то, чтобы в ходе нее выявить недобросовестного сотрудника или для перестраховки. В такой ситуации аудит отчетности может быть выборочным. Проверяющий будет просматривать не все документы, а лишь часть из них (например, промежуточные отчеты).

Методы проведения проверки аудитором

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности организации может быть проведена несколькими методами, а именно:

1. Метод дедукции

Проверяющий сначала проверяет содержание отчетной бухгалтерской документации, а после этого — сведения аналитического и синтетического учета. Затем аудитор обрабатывает первичные документы.

2. Метод индукции

Аудитор вначале проверяет первичные документы, а потом — затем регистры учета. Далее он проверяет финансовую отчетность организации.

В целом, в процессе сбора аудиторских доказательств, проверяющий может использовать разнообразные процедуры и методы. К наиболее часто применяемым методам аудита относится арифметическая проверка точности бухгалтерских записей (и других документов). Аудитор в ходе проведения проверки может самостоятельно проводить необходимые пересчеты.

Этапы аудиторской проверки

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности проходит в три этапа:

1. Организация и планирование аудита

На этом этапе проверки аудиторской фирме приходит приглашение с просьбой провести проверку организации или предприятия. Аудиторская фирма знакомится с предприятием и его деятельностью. После этого фирмой разрабатывается план и программа будущей проверки. Кроме того, оформляется специальный документ, в котором прописываются права и обязанности клиента и аудитора в ходе проведения проверки. Посл. этого заключают договор о проведении аудита.

2. Сбор доказательств проверяющим

На данном этапе проводят специальные проверки с целью выявления искажений в бухгалтерской отчетной документации. Для выявления применяют отчет об убытках и прибылях, бухгалтерский баланс и статистическую отчетность, включая кассовые книги и журнал-ордер. Помимо этого, на втором этапе проверки изучают результаты проведенных инвентаризаций и уставные документы организации.

3. Завершение проверки

Все собранные аудитором в ходе проверки сведения группируются и систематизируются. После чего полученные данные проверяющий сообщает руководителю организации. о проверку заключение аудитора, в котором он высказывает свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.

Выявление нарушений в ходе проверки

В процессе поверки бухгалтерской отчетности предприятия, аудитор может вывить ряд нарушений, например:

  • инвентаризация была проведена формально, а не фактически;
  • при подсчете показателей (их округлении) были обнаружены ошибки;
  • формы отчетности не имеют связи между собой;
  • обнаружена скрытая информация о депозитах (вкладах);
  • неверно отражены доходы и убытки;
  • уставный капитал не соответствует заявленной в документах сумме.

Кроме того, аудитор может выявить факт неверного раскрытия управленческих расходов или ошибочный расчет налога на прибыль.

Комментарии к статье

Зачем нужна проверка

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности (АПБО) — это санкционированный независимый контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.

Цели проверки:

  • подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
  • контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
  • удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • выявление резервных средств.

Осуществлять аудит бухгалтерской отчетности организации и выдавать заключения имеют право только аудиторы, непосредственно представляющие аудиторские организации (п. 2 ст. 7 ФЗ-119 от 07.08.2001).

АПБО нормируется положениями ФЗ № 307 от 24.12.2008, ПП РФ № 696 от 23.09.2002, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ, а также правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.

Виды и методы

АПБО может быть двух видов:

  • обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности;
  • инициированный руководством предприятия (внеплановый).

Обязательный проводится ежегодно не позднее 3-х месяцев после завершения отчетного года (периода). Заключение о состоянии БО предоставляется вместе с экземплярами проверенной бухотчетности в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой выдачи заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ФЗ № 402 от 06.12.2011).

Как проводятся

Первый этап — планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.

Второй этап — сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.

На третьем этапе сведения анализируются и выводится заключение. Затем аудитор сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.

Кто проводит АПБО

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, в соответствии с ч. 2 ст.

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

5 307-ФЗ, ежегодно должны проводить следующие предприятия:

  • акционерные общества;
  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • НПФ или управляющее им учреждение;
  • профессиональные участники рынка ЦБ.

Для всех остальных хозяйствующих субъектов, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе казенных, автономных и бюджетных, а также некоммерческих организаций, АПБО проводить не обязательно. Контрольные мероприятия проводятся только в том случае, если:

  • учреждение составляет консолидированную БО (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продаж за период, предшествующий отчетному, свыше 400 млн рублей. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • итоговая сумма активов в балансе на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб. Исключения аналогичны предыдущему пункту;
  • эта обязанность закреплена другими федеральными законами;
  • учредитель или наблюдательный совет бюджетного (автономного) учреждения инициирует проверку.

Как проходит аудиторская проверка на практике?
Что проверяемые компании получают в результате аудита.

В продолжении нашей статьи «Провести аудиторскую проверку – что это значит? Об обязательном и инициативном аудите и о некоторых практических аспектах выбора аудиторской компании»рассмотрим еще две важные темы: «Как обычно проходит аудиторская проверка» и «Что вы можете получить в результате проведения аудита». Это поможет понять, что можно ожидать от аудита и стоит ли его проводить.

1. Как обычно проходит аудиторская проверка.

Итак, все определено, аудиторская компания выбрана, договор с ней подписан. Каким образом теперь будет проходить аудиторская проверка?

В заранее согласованное время аудиторы приедут к вам в офис.

Аудит бухгалтерской отчетности - что это такое, как проводится

Также, если документов немного, проверка может проводится и в офисе аудиторской фирмы. В таком случае не забудьте передать документы аудиторам строго по описи . Бухгалтерская база может быть предоставлена в виде архива.

Перед началом проверки попросите аудиторов прислать перечень необходимых при проверке документов , чтобы ваши бухгалтеры могли успеть все вовремя приготовить, запросить из архива. Также ваши сотрудники, занимающиеся обслуживанием информационных систем, должны организовать предоставление аудиторам либо архива бухгалтерской базы для последующей установки ее на ноутбуки аудиторов, либо доступа к вашей бухгалтерской базе (ее копии). При этом следует установить для аудиторов ограничения в виде невозможности изменять данные бухгалтерской базы .

Затем лучше назначить сотрудника, ответственного за предоставление аудиторам информации и документов , и сообщить аудиторам его контактные данные, адрес электронной почты для отправки запросов.

Аудиторская проверка обычно занимает от недели (для небольших проверяемых фирм) до месяца. При этом аудиторы запрашивают необходимые им документы –акты, накладные, кадровые документы, счета-фактуры, договоры, учетную политику, налоговую отчетность, акты сверки с контрагентами, налоговыми и таможенными органами, различные пояснения у ваших сотрудников, как письменные, так и устные.

Проверяются все разделы бухгалтерского учета, аудиторы участвуют в проведении инвентаризации имущества фирмы, если его стоимость является существенной, проверяют правильность расчета налогов, взносов, соответствие ваших данных о состоянии расчетов с бюджетом и данных вашего лицевого счета в налоговой инспекции, данных вашего учета расчетов с поставщиками и покупателями и данных о состоянии расчетов, полученных у ваших контрагентов, проверяется правильность составления бухгалтерской и налоговой отчетности, соблюдение налогового, валютного, кассового, частично трудового и гражданского законодательства.

По итогам аудита аудиторы в своем офисе пишут отчет о выявленных нарушениях, ошибках и налоговых рисках . В нем подробно все эти вещи описываются и даются рекомендации по их исправлению/уменьшению .

Также, когда составлена и подписана бухгалтерская отчетность вашей компании, оформляется аудиторское заключение : это небольшой документ (3-4 страницы) с официальными формулировками, предписанными аудиторскими стандартами, в котором приводится мнение аудиторской организации о бухгалтерской отчетности клиента. Мнение именно о бухгалтерской отчетности — о том, насколько она достоверно отражает имущественное положение предприятия на 31 декабря проверяемого года, его финансовые результаты, движение его денежных средств за проверяемый год.

В аудиторском заключении может быть указано как положительное мнение аудиторов: бухгалтерская отчетность достоверна, так и отрицательное мнение или мнение с оговоркой – что отчетность недостоверна по такой-то причине, или достоверна за исключением таких-то показателей. Также аудиторы, проведя аудит, могут отказаться от выражения своего мнения. Это происходит в очень редких случаях, когда аудиторам не были предоставлены все необходимые им документы, бухгалтерские регистры, пояснения, так что аудиторы оказываются не в состоянии оценить достоверность бухгалтерской отчетности не по своей вине , а по вине заказчика аудита.

Подписанное аудиторское заключение аудиторы сшивают с вашей бухгалтерской отчетностью, и Вы в случае проведения обязательного аудита должны предоставить этот комплект до конца марта, следующего за отчетным годом, в государственные органы статистики. Также аудиторское заключение можно предоставить при необходимости в банк, своим партнерам и т.д. Отчет по итогам проверки является конфиденциальным, никому из сторонних лиц предоставляться не должен.

2. Насколько выгодно для компании – провести аудиторскую проверку? Что в результате компания получает?

Как уже указывалось выше, помимо официального аудиторского заключения, которое Вы можете предоставить в государственные органы статистики в соответствии с требованиями законодательства, банку для получения кредита, инвесторам и партнерам, Вы получаете еще отчет аудиторов.

В своем отчете аудиторы, как врачи по итогам обследования больного, описывают выявленные болезни предприятия и дают рекомендации по их излечению .

Пример по итогам недавнего аудита – предприятие применяло льготы по страховым взносам как IT- компания. В законе о взносах на социальное страхование указаны точные формулировки – описаны услуги, при оказании которых может применяться эта льгота. При проведении аудита выяснилось, что в договорах между предприятием и его клиентами, актах оказанных услуг наименование услуг указано очень обобщенно, их описание не точно соответствует виду услуг, указанному в законе и необходимому для применения льготы. Конечно, проверяющие из фондов при проведении проверки скорее всего обратят на это внимание, пересчитают взносы по полным ставкам, предприятию придется доплатить взносы, штрафы и пени или долго судиться, тратя при этом время, деньги и нервы.

Гораздо проще было немного изменить формулировки в договорах с заказчиками, максимально приблизив их к описанию льготируемых услуг в законе.

В своем отчете мы все вышеописанное указали. Руководство приняло решение внести изменения в договоры с заказчиками, указав в дополнительных соглашениях, что их условия распространяются на отношения сторон с начала действия договора. Акты оказанных услуг стали составляться более информативно, и оказанные услуги там также описывались близко к тексту закона о взносах. Вероятность придирок проверяющих из фондов резко снизилась, как и риск доначислений. Сумму таких доначислений страховых взносов мы при проведении аудита оценили в 8 млн.

рублей. Стоимость проведения аудита была 620 тысяч рублей . При этом, помимо этого риска, мы нашли еще много ошибок в учете и особенно недочетов в оформлении документов по расходам, что могло вылиться и в доначисление налога на прибыль, штрафных санкций и пеней по нему. Тоже частично по нашим рекомендациям некоторые документы по расходам были переоформлены.

Второй пример : проверяя фирму, занимающуюся строительством здания, и не ведущую больше никакую другую деятельность, мы увидели, что накапливается и не предъявляется к возмещению НДС, полученный от поставщиков строительных материалов, подрядчиков, строящих здание. Как выяснилось, бухгалтер попробовала показать этот НДС в декларации, при этом при отсутствии реализации весь этот НДС оказался к возмещению из бюджета. После чего ей позвонили из налоговой инспекции и сказали сдать уточненную декларацию, убрав эти вычеты и пригрозив налоговой проверкой. Фирма, решив не связываться, сдала уточненную декларацию. И в дальнейшем эти вычеты не заявляла. Таким образом, НДС копился и копился, к возмещению не предъявлялся и в итоге составил около 15 млн. рублей.

В нашем отчете мы описали эту ситуацию и рекомендовали предъявить НДС к вычету, сдав уточненные декларации по НДС за весь период, тщательно проверили все счета-фактуры, по которым этот вычет можно было осуществить и указав недочеты в них. Дело в том, что согласно действующему законодательству существует срок давности , в течение которого НДС может быть предъявлен к возмещению из бюджета. И после истечения этого срока, если налогоплательщик не заявил о возмещении, НДС невозможно вернуть будет даже через суд. Руководство фирмы по итогам аудита приняло решение сдать уточненные декларации, указав в них НДС к возмещению. Налоговая инспекция, конечно, сразу запросила на камеральную проверку все счета-фактуры. Они, к счастью, тоже были приведены в порядок по нашим замечаниям. Налоговые инспекторы долго не хотели возвращать фирме НДС, даже выезжали на осмотр строящегося здания, проводили допросы представителей подрядчиков, угрожали по телефону. Но в итоге все 15 млн. рублей им пришлось фирме вернуть. Стоимость нашего аудита была 120 тысяч рублей .

И третий пример : аудитор при проверке расходов на списание материалов в строительной фирме выявил расхождения с перечнем списанных материалов и перечнем материалов, указанных в актах КС-2, подписанным заказчиком. Указанное нарушение с примерами было описано в нашем отчете. По итогам его рассмотрения и расследования причин такого несоответствия выяснилось, что главный инженер в компании со сметчиком несколько лет таким образом списывал несуществующие материалы, в учете проводилось их получение и списание, а полученные за них денежные средства фирма, принадлежащая знакомым главного инженера, за вычетом своего процента переводила ему обратно.

В итоге главный инженер был уволен. Нам неизвестно, смогли ли с него что удержать из похищенного и подавали ли на него в полицию или в суд.

Но хотя бы дальнейшие хищения были предотвращены. А стоимость таких излишне списанных материалов составляла до 500 тысяч в месяц , проверяемая строительная фирма была достаточно крупной. Стоимость аудита составила 580 тысяч рублей .

Таким образом, из приведенных примеров видно, что стоимость аудита обычно гораздо ниже , чем суммы вероятных финансовых потерь проверенного предприятия, которые возникли бы, если бы аудит не проводили .

Карпова Маргарита Владимировна,
генеральный директор ООО «АудитХелп», аудитор

Онлайн-кассы для интернет-магазинов с июля 2017 года

Налоговые проверки: как не попасть в «черный список»

Изменения в учетной политике организации на 2017 год

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Как проходит аудиторская проверка на практике?

Типовые ошибки в учете доходов, выявляемые при проведении аудиторской проверки

Узнайте, на что необходимо обращать внимание при учете расходов

Проверьте, не совершаете ли Вы эти ошибки при учете расходов

Как обновить свою учетную политику на 2015 год?

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года (ч. 2)

Кассы онлайн с 2016 года

Обязательная аудиторская проверка

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее — Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае — аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.

<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).

  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма — ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее — Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее.

Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС — 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 — Кредит 60

  • 100 000 руб. — отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 — Кредит 60

  • 18 000 руб. — учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" — Кредит 19

  • 18 000 руб. — принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 — Кредит 60

  • 118 000 руб. — отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности — 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

Для целого ряда компаний отчетная пора не заканчивается сдачей бухгалтерской отчетности. Для тех, кому нужно пройти аудиторскую проверку и подтвердить, что отчетность достоверна, будет полезен этот материал.

Кто обязан проводить обязательный аудит

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и иными законами. Чтобы компаниям было легче ориентироваться, Минфин РФ опубликовал на своем сайте Информацию "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год (согласно законодательству РФ)". Всего в списке Минфина 71 тип организаций. Так аудит обязателен если:

Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
- объем выручки за предыдущий год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предыдущего года превышает 60 млн руб.;
- ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.

Как выбрать аудитора

Прежде всего нужно помнить, что сейчас действуют два типа аттестатов аудитора: выданные после 1 января 2011 и выданные до этой даты. В зависимости от того, какие аттестаты имеют штатные аудиторы аудиторской компании, различен тип компаний, в которых аудиторская фирма вправе проводить обязательный аудит (для сопутствующих услуг такого ограничения нет).

Так проверять акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, вправе только аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 01.01.2011. Аналогичное требование установлено в отношении обязательного аудита АО с долей госучастия более 25%.

Проверку прочих акционерных обществ может проводить любая аудиторская компания. Ограничений по типу аттестата не установлено и для проверок ООО, превысивших лимит по выручке или балансовой стоимости активов.

Аудиторская организация в обязательном порядке должна состоять в СРО аудиторов. СРО устанавливает требования к своим членам (помимо предусмотренных непосредственно Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"), а также проводит проверку аудиторских организаций на соответствие этим требованиям и внешний контроль качества аудиторских проверок. Сведения об аудиторских организациях СРО вносит в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Такие реестры являются открытыми и общедоступными, а информация из них размещается на сайтах СРО.

При выборе аудиторской организации вы можете проверить ее актуальный статус на сайте СРО, в котором она состоит. Если необходимо документальное подтверждение, в СРО можно запросить выписку из реестра (в бумажном виде).
Контрольный экземпляр реестра ведет Минфин и также размещает его на своем сайте .

Также желательно проанализировать открытую информацию о выбранной компании (сайт, отзывы) и встретиться с ее представителями лично. Оптимально, когда аудитор уже имеет опыт проверок компаний в сфере деятельности, аналогичной вашей. Предложенную стоимость проверки мы рекомендуем сравнить с рыночной в вашем регионе, слишком низкая стоимость может свидетельствовать о низкой квалификации аудиторов или не совсем корректных способах ведения бизнеса.

Если вы уже неоднократно проходили аудиторскую проверку, то мы рекомендуем либо периодически менять аудиторскую компанию, либо требовать смены выходящих к вам аудиторов - со временем у проверяющих «замыливается глаз», и они могут не увидеть каких-то моментов. Часто менять аудиторов также не рекомендуем, поскольку выход на проверку в новую компанию требует от аудиторской организации повышенных трудовых и временных затрат, а кроме того понимание специфики бизнеса повышается с каждой последующей проверкой, и они становятся более эффективны. Оптимальный период для ротации – от 3 до 5 лет.

Выбранную аудиторскую организацию необходимо утвердить на общем собрании участников (акционеров) вашей компании (ст.65.1, п.2 ст.65.3 Гражданского кодекса РФ, ст.48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Если это не сделать, договор может быть признан судом недействительным.

В ООО полномочиями по утверждению аудитора могут быть переданы уставом общества совету директоров (ст.32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). В акционерных обществах это возможно только если число голосующих акционеров менее 50 (ст.64 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Однако в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (пункт 1 статьи 64 Закона N 208-ФЗ).

Аудитор хозяйственного партнерства утверждается при учреждении партнерства (ст. 8 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах").
В жилищных кооперативах утверждение аудитора относится к компетенции правления кооператива (ст. 42 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах").
В определенных случаях выбор аудиторской компании осуществляется по результатам открытого конкурса (п.4 ст.5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"). В частности, это касается заключения договора на проведение обязательного аудита организаций с долей госучастия более 25%.

Что проверить в договоре на аудит

Заказчиком по договору на аудит может быть как сама организация, где проводится аудиторская проверка (аудируемое лицо), так и ее собственник или государственный орган (в зависимости от вида проверяемой компании и целей аудита).

Примерный договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности был разработан еще в 2014 году Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ для применения при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг.

При его применении важно учитывать, что при заключении договора после 01.01.2017 аудиторская организация обязана проводить проверку в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». МСА в частности регламентируют контроль качества аудиторской проверки, планирование аудита, аудиторские процедуры, оценку системы внутреннего контроля аудируемой организации, рассмотрение аудитором недобросовестных действий и ошибок, принципы формирования позиции аудитора и аудиторского заключения.

В широком смысле предмет договора на аудит включает в себя и сам процесс проверки, и ее результат, которым формально является аудиторское заключение. При согласовании предмета договора аудиторская организация руководствуется п. 10, 11 МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий". Сюда входят цель и объем аудита бухгалтерской отчетности, обязанности аудитора, а также формы и содержание заключений и отчетов по результатам проверки.

При формулировке предмета договора указывается, что целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях (в ином случае суд может признать, что что предметом договора является оказание сопутствующих аудиту услуг, а, следовательно, составленный аудитором документ не имеет статуса аудиторского заключения).
Отметим, что аудит не подразумевает проверку 100% первичных документов и бухгалтерских записей. Критерии существенности при формировании аудиторской выборки и оценке выявленных искажений бухгалтерской отчетности определяются аудиторской организацией и, как правило, раскрываются в отчете по проверке (письменной информации).

В письменной информации аудитор сообщает свою позицию и сведения по значимым вопросам, выявленным в ходе аудита, в том числе касающимся учетной политики, обнаруженных ошибок, полноты раскрытия информации в отчетности (п. 16, 19 МСА N 260). Предоставление аудиторской организацией отчета по результатам проверки не заменяет собой аудиторское заключение. Кто является получателями письменной информации, указывается в договоре (как минимум это лицо, отвечающее за корпоративное управление (ЛОКУ) и руководство аудируемой организации).

В договоре указывается отчетный период (за который проводится проверка), сроки самой проверки и сроки предоставления заказчику результатов проверки (аудиторского заключения и письменной информации).
На этапе согласования условий договора на аудит стороны, как правило, определяют состав аудиторской группы (общее количество аудиторов, необходимость привлечения экспертов и т.п.), а также организационные моменты проверки (предоставление «посадочных мест», обеспечение аудиторов оргтехникой, доступ в учетную базу и т.п.). При необходимости существенные договоренности включаются в договор (или приложение к нему).

Заказчик вправе высказать свои пожелания в отношении объема выборки, необходимости проверки отдельных типов операций или сделок, или углубленного анализа налогового учета. По договоренности с аудитором они могут быть включены в техзадание к договору на аудит, либо оформлены отдельным договором на оказание сопутствующих аудиту услуг.

Отметим, что заказчик, за исключением установленных законодательством случаев, не вправе устанавливать аудитору ограничения, связанные с проведением проверки (в частности ограничивать объем аудиторской выборки, отказывать в предоставлении информации, запрошенной аудитором и т.п.), поскольку это чревато отказом аудиторской организации от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 7 МСА 210).

Как подготовиться к проверке

До начала аудиторской проверки необходимо завершить все процедуры, предшествующие подготовке годовой бухгалтерской отчетности:
- проверить наличие первичных документов под все отраженные в учете операции (и качество их оформления);
-списать или уценить неликвид, сформировать резервы под обесценение активов (МПЗ, финвложения, НМА);
- уточнить величину отраженных в учете оценочных обязательств (в частности по отпускам);
- свериться с дебиторами и кредиторами, списать безнадежные долги;
- провести инвентаризацию активов и обязательств (в идеале аудитор должен присутствовать при инвентаризации);
- выполнить реформацию баланса (отразить заключительные записи по закрытию счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Если бухгалтерская отчетность к приходу аудиторов еще не подписана руководителем компании, сформируйте ее предварительный вариант (ряд аудиторских компаний допускают такую ситуацию). Однако не позднее последнего дня аудиторской проверки вы должны передать аудиторам подписанный надлежащим образом комплект бухгалтерской отчетности (в количестве экземпляров соответствующем необходимому количеству экземпляров аудиторского заключения).

Аудиторская проверка сопряжена с направлением аудиторской организацией запросов различного содержания. Обязательство отвечать на них предусмотрено как российским законодательством, так и МСА. Запросы могут направляться в адрес как самой аудируемой компании, так и иным лицам (в частности о подтверждении величины отраженных в учете обязательств в банки, где у вас открыты счета или заключены договора факторинга, вашим контрагентам и т.д.). Часть запросов аудиторы направляют заранее, до выхода на проверку, часть - уже во время проверки. От того, как оперативно получатели отреагируют на запросы, могут зависеть сроки завершения проверки. В отдельных, особо запущенных случаях, аудиторская организация может отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности (вследствие отсутствия у аудитора возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства).

Запрашиваемые аудиторами в ходе проверки документы важно предоставлять своевременно и в оригиналах (иногда по соглашению с аудитором могут использоваться заверенные копии). В противном случае аудитор может принять решение о выражении мнения с оговоркой (в связи с ограничением объема аудита) или отказаться от выражения мнения (в зависимости от существенности влияния на бухгалтерскую отчетность невыявленных искажений).

Это касается не только бухгалтерской документации, но и организационно-распорядительных документов, кадровых документов, учредительных документов, финансовой и аналитической информации, коммерческой переписки, документов по производству (технологических карт, схем бизнес-процессов, сертификатов и т.п.) Аудитор самостоятельно определяет состав и объем запрашиваемой информации и документов. Зачастую еще до выхода на проверку аудиторская компания направляет в компанию перечень основных документов, которые могут потребоваться аудиторам. Также могут согласовываться графики предоставления запрошенных документов в зависимости от принятого аудитором плана проверки.

Если аудитор не присутствовал при проведении инвентаризации, он вправе провести выборочную проверку фактического наличия имущества на момент проверки. Отказать или препятствовать в этом аудируемая организация не вправе.

Что касается исправления ошибок, выявленных аудиторами, то на практике подход аудиторских компаний различается. Крупные аудиторские компании обычно не сообщают о замечаниях до окончания проверки - о своих ошибках вы узнаете из письменной информации. Аудиторы среднего и небольшого масштаба часто более лояльны и разрешают вносить корректировки в учет в ходе проверки, при этом кто-то указывает в письменной информации, что ошибка была выявлена в ходе проверки и исправлена аудируемой организацией, кто-то исправленные ошибки в отчет по проверке не включает. Если для вас важно не только хорошее заключение, но и содержание отчета по проверке, мы рекомендуем уточнить у вашего аудитора, какого подхода он придерживается, еще до заключения договора на аудит.

Если, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, вы получите «положительное» аудиторское заключение, подтверждающее что отчетность вашей компании достоверна.
Если аудитор выявил существенные искажения, он вправе выдать отрицательное заключение, заключение с оговоркой или с отказом от выражения мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 МСА 705). Отметим, что выдача отрицательного заключения или отказ от выражения мнения не являются основанием для отказа аудируемой компании от подписания акта оказанных услуг и их оплаты, это подтверждают и суды.

Полученное аудиторское заключение аудируемая компания направляет в орган статистики вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Если заключение вы получили позже, чем отправили бухгалтерскую отчетность, заключение нужно сдать в статистику не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Поэтому сейчас не обязательно проводить аудиторскую проверку строго до конца марта, но и откладывать ее на конец года мы также не рекомендуем.

В налоговый орган представлять аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью не нужно, поскольку оно не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14 Федерального закона "О бухгалтерском учете", Письмо Минфина от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Информацию о результатах обязательного аудита заказчику (аудируемой организации) необходимо внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п.6 ст.5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами (Информационное сообщение Минфина России от 06.07.2016 N ИС-аудит-4). Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре являются открытыми и общедоступными, в том числе размещаются в интернете (https://fedresurs.ru/).

Чтобы подтвердить данные, отраженные в отчетности, хозяйствующий субъект может пригласить независимых экспертов, которые после изучения всех необходимых сведений дают свою оценку составленным отчетам. Инициаторами выполнения такого рода мероприятий могут быть как собственники компании, так и внешние получатели отчетности. Существует также аудит бухгалтерской финансовой отчетности.

Аудиторская проверка представляет собой выполнение независимой экспертной оценки данных финансово-экономической деятельности используя представленные сведения, внесенные в бухгалтерских документах и отчетах.

Аудит финансовой отчетности проходит в несколько этапов - сбор, оценку и анализ представленной информации. Главной целью выполнения аудиторской проверки является выражение степени, в соответствии с какой данным, проставленным в отчетности, можно доверять.

Отталкиваясь от того, кто устанавливает необходимость осуществления процедуры аудита, определяют следующие его виды:

  1. Обязательный - выполняется в случаях, указанных нормами законодательства, из года в год. Проведение обязательного аудита может быть закреплено определением или решением суда. Он проводится только независимыми экспертными компаниями, которые имеют соответствующую аккредитацию. При выполнении процесса проверки, аудиторам следует придерживаться существующих стандартов, чтобы обеспечить независимость своего заключения.
  2. Инициативный аудит - он выполняется в добровольном порядке по инициативе администрации организации. Он может проводиться в объемах, устанавливаемых руководством компании. Проведение добровольного аудита направлено на оказание помощи и консультирование фирмы-заказчика.

Внимание! Осуществление аудита предполагает создание аудиторского заключения, в каком эксперт установит: можно ли считать достоверными сведения, указанные в отчете или нет.

С какой целью проводится

Главной целью аудиторской проверки является установление факта, можно ли доверять представленной компанией информации. В настоящее время информация является важнейшим ресурсом. Ведь она позволяет правильно принимать управленческие решения, соблюдать законодательство и т. д.

Таким образом, можно выделить следующие цели осуществления аудиторской проверки:

  • Подтверждение правильности и точности информации, содержащейся в отчетности компании.
  • Выявление нарушений с целью их своевременного устранения.
  • Возможность получения информации, имеющей высокую степень достоверности.

Внимание! Организации должны помнить, что выполнение аудиторской проверки выгодно самой компании. Ведь положительное аудиторское заключение является дополнительным гарантом того, что компания добросовестный партнер.

Кто должен проводить обязательный аудит

Список субъектов хозяйствования, для каких выполнение аудиторской проверки является обязательной процедурой, устанавливается на законодательном уровне.

Законом закреплены критерии, в соответствии с какими, если субъект попадает под них, должен направить свою отчетность для оценки в экспертную организацию.

Аудит нужно выполнять ежегодно следующим субъектам:

  • Организационно-производственная форма – акционерные общества
  • Вид экономической деятельности - страховые, кредитные, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
  • Статус ценных бумаг - если ценные бумаги фирмы находятся на рынке ценных бумаг.
  • Объем выручки субъекта хозяйствования - важным критерием является объем годового дохода, который получает фирма. Если он превышает 400,00 млн. рублей, то фирма обязана выполнять аудит финансовой отчетности.
  • Размер валюты баланса на завершение года - если имущество компании свыше 60 млн. рублей, то субъект должен выполнять аудит в обязательном порядке.
  • Раскрытие годовой сводной отчетности - если предприятие осуществляет раскрытие или публикацию сводной отчетности за год.

Внимание ! Эти требования закреплены в законе об аудите. Однако иными федеральными актами законодательства могут устанавливаться и другие случаи. Например, обязательную проверку отчетности нужно выполнять в саморегулирующихся компаниях, в государственных корпорациях, застройщиками и т.д.

Международные стандарты аудита

Аудит специализированные компании проводят не только ориентируясь на установленные законом нормы и правила, закрепленные в специальных стандартах, но и с учетом МСА.

Для того, чтобы подтвердить достоверность сведений, которые субъект бизнеса указал в своей годовой отчетности, могут привлекаться эксперты со стороны. Они, после изучения всех сведений бухгалтерского учета, выражают свое независимое мнение. Такого рода проверку отчетности может заказать как сама организация, так и внешние пользователи (собственники, кредиторы и т. д.). Она носит название аудиторская проверка.

Аудиторская проверка - это процедура выполнения независимой сторонней оценки сведений финансово-экономической деятельности компании, источником которой служат данные, содержащиеся в бухгалтерских документах субъекта бизнеса.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности выполняется в несколько этапов. Сначала ответственные лица выполняют сбор информации, затем проводят ее всесторонний анализ, после чего дают свою оценку. Главным результатом аудиторской проверки является выражения мнения, насколько данным из итоговой бухгалтерской отчетности организации можно верить.

Внимание! Логическим итогом проверки является аудиторское заключение. Это документ, который содержит итоговый результат процедуры - мнение о достоверности сведений в отчете, либо нет.

На основе того, кто определяет необходимость выполнить аудит, его можно разделить на несколько видов:

  • Обязательный аудит. Его проводят ежегодно на основании требований, закрепленных в законе. Кроме этого, проведение обязательного аудита может обуславливаться вынесенным решением судебного органа. Такого рода проверка может выполняться только компаниями, которые имеют аккредитацию на выполнение указанной процедуры. Во время выполнения процедуры аудита, ответственные лица придерживаются установленных для этого случая стандартов.
  • Инициативный аудит. Его выполняют на основании желания администрации компании. Его объем также устанавливается руководством. Обычно, целью инициативного аудита является оказание консультационных услуг в области бухгалтерского учета.

С какой целью проводится

Главной целью для проведения аудиторской процедуры является определение, насколько можно доверять сведениям, указанным в годовой отчетности организации.

Такое желание связано с тем, что в современном мире информация является одним из ценнейших ресурсов. Ведь именно она будет позволять правильно и в нужный момент принимать верные управленческие решения.

Таким образом, основными причинами для выполнения аудиторской проверки являются:

  • Установить правильность и точность сведений, которые указаны в годовой отчетности компании;
  • Определить нарушения в области ведения учета для их дальнейшего устранения;
  • Обладать финансовой информацией с достаточно высокой степенью достоверности.

Помимо этого, для самой компании исполнение аудиторской проверки является выгодным. Положительное заключение будет для партнеров дополнительным показателем, что компания выступает как надежный субъект бизнеса.

Кто должен проводить обязательный аудит

Те субъекты бизнеса, которые должны выполнять процедуру аудита в обязательном порядке, закрепляются в законе. Он дает перечень критериев, и если субъект соответствует одному из них, он будет обязан направить свою отчетность экспертной организации.

По закону проводить обязательную процедуру должны следующие компании:

  • Относящиеся к организационной форме акционерных обществ;
  • Которые ведут один из следующих типов деятельности – страховую, кредитную, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
  • По состоянию ценных бумаг - если они находятся на мировом рынке;
  • По объему полученного за год дохода - если он превысит 400 миллионов рублей;
  • По размеру валюты баланса на окончание периода - если она превысит 60 миллионов рублей;
  • Раскрытие сводной отчетности - если компания производит публикацию сводной годовой отчетности.

Внимание! Данные критерии определяются в законе об аудите. Кроме этого, иные федеральные законы могут определять дополнительные критерии. Например, обязательство по проведению ежегодного аудита также лежит на саморегулирующихся компаниях, государственных корпорациях, застройщиках и т.д.

Международные стандарты аудита

Во время выполнения процедуры по проверке отчетности клиента, аудиторские компании должны руководствоваться не только принятыми в России стандартами деятельности, но также и международными правилами.

Международные стандарты аудита (МСА) – это правила проведения аудиторской проверки, которые были составлены и введены в действие Международной федерацией бухгалтеров. Они имеют свою силу по всему миру. Все российские стандарты создаются на основе международных.

Каждое предприятие независимо от вида деятельности нуждается в аудиторской проверке, которой предусмотрено проведение ряда важных мероприятий.

Данная статья даст исчерпывающие ответы на все вопросы.

Аудиторская проверка является независимой и включает в себя сбор, оценку и анализ данных, которые указывают на функционирование и финансовое положение государственного, коммерческого или частного предприятия (аудируемого лица).

Узнать о перечне необходимых документов для открытия ИП можно более детально .

Полученные результаты дают возможность сделать окончательные выводы (заключение) того, насколько правильно ведется бухгалтерский учет, является правдивой и достоверной .

Независимой проверкой предусмотрен всего лишь контроль над тем, как соблюдаются законы и нормы хозяйственного права и нет ли нарушений в налоговом законодательстве.

Полностью отсутствует целенаправленное выявление ошибок в работе бухгалтеров (финансистов).

Виды и цель аудиторской проверки

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок :

  • Обязательный аудит - проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный - проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций. Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Причинами проведения аудита может также быть смена собственника компании либо изменение состава учредителей.

Смотрите более подробно о графике и порядке проведения налоговых проверок.

Главная цель аудиторской проверки заключается в :

  1. подтверждении достоверности ;
  2. своевременном выявлении нарушений и их устранении;
  3. получении достоверной информации о функционировании предприятия и состоянии бухгалтерского учета, ведении документов.

После проведенной проверки аудируемому лицу выдается :

  • заключение - при обязательном аудите;
  • отчет о проведенной проверке с выводами и рекомендациями специалистов по усовершенствованию учета и деятельности - при добровольном аудите и других видах проверок.

Кроме этого, существует аудиторская проверка :

  1. внешняя - проводится по предварительной договоренности между клиентом и исполнителем, и является независимой экспертизой достоверной отчетности;
  2. внутренняя - осуществляется собственными силами экономического субъекта для управленческого контроля над деятельностью, увеличения хозяйственно-финансовых показателей, получения рекомендаций (советов) по улучшению и эффективности управления.

Этапы аудиторской проверки

Процедура проведения аудита проходит в соответствии с установленными правилами. Условные этапы аудиторской проверки :

  • Подготовка (организация) и планирование . Процесс осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с условиями, оговоренными в договоре на оказание услуг. На основании составленного договорного соглашения и плана проведения проверки аудитору предоставляется вся необходимая документация, в том числе бухгалтерские и налоговые отчеты, позволяющие получить полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности аудируемого объекта . Изучаются и оцениваются системы учета и внутреннего контроля, определяются риски предстоящей проверки и составляется план аудита.
  • Выполнение (реализация) контрольных процедур заключается в сборе аудиторских доказательств, а именно в тестировании средств контроля на соответствие, проведении проверки по существу.

    Результатом становится формулирование собственного мнения о достоверности фактов и их соответствии с действующими нормативными актами.

  • Завершение - подготовка и оформление рабочей документации, составление заключения (итогового документа) о достоверности бухгалтерской отчетности с обобщением аудиторских доказательств. Информация, полученная по результатам аудита, доводится руководству предприятия.

Как проходит аудиторская проверка

Особенностью проведения аудита является ограничение в сроках.

Поэтому требуется четкая организация аудиторской проверки , в основу которой ложится планирование и составление программы. На начальном этапе определяются основные цели и задачи, подбираются объекты, подлежащие исследованию, и самые эффективные аналитические методы.

В ходе проведения мероприятий собираются важные доказательства, которые являются основой составленного заключения.

Перед началом аудиторской проверки подготавливается письменное обращение (письмо о проведении аудита) с соблюдением стандарта.

Его форма и содержание могут иметь некоторые особенности, но является неизменными указание цели и объема аудита, ответственности руководства аудируемого лица за подготовительный процесс и предоставление необходимой документации.

После того как будет все согласовано, заключается двусторонний договор, в котором оговариваются все условия проведения проверки.

Когда проводится обязательная проверка

Согласно закону обязательная аудиторская проверка проводиться ежегодно . В список организаций входят:

  • открытые акционерные общества (ОАО);
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг (профессиональные) либо организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах;
  • негосударственные пенсионные фонды либо управляющие ними компании;
  • кредитные организации;
  • организаторы азартных игр;
  • эмитенты ценных бумаг;
  • предприятия, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составил свыше 400 000 000 р. или сумма активов в балансовом отчете за предыдущий отчетный период превысила 60 000 000 р.

Исключением являются сельхозкооперативы и союзы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Проверки проводятся по следующим схемам :

  1. в один этап - годовой аудит;
  2. поэтапно - поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

При поэтапном проведении аудиторской проверки намного проще выявлять нарушения в ведении учета и составлении отчетности согласно действующим положениям и правилам.

Это дает возможность оперативного устранения всех недочетов и ошибок до окончания независимой проверки и положительно отразится на заключении, составленном специалистом.

Внутренняя проверка

Регламентируется внутренняя аудиторская проверка руководством предприятия. Такое мероприятие проводится с целью :

  • выявления «прорех» в деятельности предприятия и для поиска путей в повышении его эффективности и потенциала;
  • определения несоответствия ведения бухгалтерского и налогового учетов с действующими положениями;
  • выявления рисков, связанных с контролем разных служб, результатом которых становятся штрафы, санкции, выговора, предупреждениям и т.д., приводящие к потерям денежных средств и имиджа;
  • предварительной подготовки к внешнему аудиту.

Проведение внутреннего аудита способствует рациональному использованию ресурсов компании, оптимизации рисков, сохранению активов и улучшению управленческой деятельностью.

Именно эти факторы являются показателем для доверия инвесторов и заинтересованных лиц.

Частые вопросы

Что такое кадровый аудит?

Очень часто работа с кадровыми документами в компаниях находится в запущенном состоянии. Руководство вспоминает о том, что надо привести документы в порядок, тогда, когда «светит» перспектива контрольных мероприятий; для этого оперативно организуют аудит и исправляют все обнаруженные ошибки. Однако аудит проводится не только в подобных случаях. О том, как проводится кадровый аудит и что при этом проверяется, вы сейчас узнаете.

Аудит – это проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на предмет выявления существующих рисков возникновения конфликтных ситуаций, например трудового спора или претензий со стороны Государственной инспекции труда.

Кадровая документация в компании играет далеко не последнюю роль: она требуется бухгалтерии для расчета заработной платы, отпускных, работнику – для представления в органы ПФР или иные организации, например, для использования каких-либо льгот. Поэтому такие документы нужно вести в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Если компания не настолько велика, чтобы иметь специальное подразделение – отдел внутреннего аудита, можно пригласить аудитора по гражданско-правовому договору – проверяющий кадровую документацию специалист представляет отчет о выявленных нарушениях, дает рекомендации по их устранению и предотвращению.

В этом случае аудит проводит специалист, хорошо знающей трудовое законодательство и обладающий навыком оформления кадровой документации . Он оценивает:

  1. полноту состава кадровой документации;
  2. систему регистрации и хранения документации;
  3. локальные нормативные акты;
  4. трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  5. порядок ведения трудовых книжек.