Проблемы концепции стратегии пространственного развития российской федерации. Базовые параметры разработки стратегии пространственного развития Российской Федерации: отечественная практика и зарубежный опыт

Разрабатываемая в настоящее время Стратегия пространственного развития России должна будет предложить инструменты для развития всех регионов страны, запуска новых точек роста, выравнивания социально-экономического положения регионов. Не последнее место в Стратегии отводится агломерациям, в том числе Новосибирской – крупнейшей в стране.

Устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации является одним из необходимых условий успешного поступательного развития государства в целом и предполагает сокращение чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов, в уровне и качестве жизни граждан, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Принципы, цели, приоритетные задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития страны определены в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденных указом президента России.

Также в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приоритеты, цели и задачи регионального развития страны и меры по их достижению и решению должны быть определены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Разрабатываемый в Министерстве экономического развития РФ проект Стратегии пространственного развития после утверждения станет важнейшим элементом государственной системы стратегического планирования России.

Стратегия

Проектируемая Стратегия пространственного развития будет содержать, в частности, обязательные для исполнения органами государственной власти всех уровней перечень и укрупненную схему размещения подлежащих созданию (модернизации) объектов инфраструктуры федерального значения, которые подлежат включению в схемы территориального планирования РФ, госпрограммы, инвестиционные программы федеральных инфраструктурных компаний, а также перечни перспективных экономических специализаций в разрезе субъектов Федерации, обязательные для формирования состава приоритетных расходных обязательств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, подлежащих отраслевой финансовой поддержке из федерального бюджета.

Стратегия пространственного развития и документы, которые будут разработаны на ее основе, должны обеспечивать достижение национальных целей развития Российской Федерации и решение стратегических задач, в том числе указанных в перечне поручений президента РФ по реализации послания президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества, считает председатель Совфеда Валентина Матвиенко.

«Прежде всего, вопрос о приоритетах Стратегии. Судя по выступлениям ее разработчиков, акцент делается на инвестиционные, отраслевые и инфраструктурные аспекты пространственного планирования. Первостепенное значение этих тем сомнений не вызывает. Но не меньшее значение имеют и социальные аспекты пространственного развития. Ведь пространство России – это не только место размещения производительных сил, но и территория социальной, культурной, духовной жизни людей», – написала спикер в своей статье для газеты «Известия». По ее словам, комфорт, благополучие граждан – абсолютный приоритет деятельности государства. «Казалось бы, это азбучные истины. Однако на практике при решении вопросов, связанных с размещением инвесторами новых производственных объектов, как правило, верх берут частные интересы компаний и отраслевые предпочтения федеральных министерств и ведомств», – добавила Валентина Матвиенко.

Интересы регионов

В то же время интересы регионов – создание новых рабочих мест, наполнение доходных статей бюджета, улучшение за счет этого качества жизни людей – зачастую находятся на втором плане.

Спикер Совета Федерации считает, что документ должен предложить механизмы координации производственных, инвестиционных, инфраструктурных программ, осуществляемых различными уровнями власти. Но экономической эффективностью цели управления пространственным развитием страны не исчерпываются. Стратегия обязана содержать инструменты, которые обеспечат учет и реализацию интересов регионов в области здравоохранения, образования, культуры, уровня жизни населения, благоустройства территории, дорожного строительства и т. д. Поскольку жизнь показывает: автоматически сам по себе оптимальный баланс экономической и социальной составляющих пространственного развития не возникает. Обеспечить его может только регулирующая деятельность органов власти всех уровней.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества.

«Словом, Стратегия пространственного развития – документ, экономическая и социальная составляющие которого должны быть равноправными по своей значимости для государства, общества. Он должен быть нацелен на обеспечение достойных условий жизни граждан на всей территории страны, где бы человек ни жил. Хочу подчеркнуть, что в решении этих вопросов важно не наступать вновь на одни и те же грабли. Я имею в виду – не сбиваться на командно-административные меры планирования и управления. Стратегия должна базироваться на принципах и механизмах рыночной экономики», – отметила Валентина Матвиенко.

Таким образом, Стратегия пространственного развития России до 2025 года, готовящаяся в настоящее время, будет призвана выровнять дисбаланс между разными регионами, прежде всего по уровню жизни.

Вице-премьер Виталий Мутко отметил, что это принципиально новый документ, который ранее не создавался в управленческой практике нашей страны. При этом важно дать возможности для развития не только агломерациям. Задачами стратегии также будет создание новых региональных точек роста и стимулирование конкуренции между субъектами.

«Если развивать страну, то развивать ее всю», – подчеркнул вице-премьер. По словам Виталия Мутко, в документе будут описаны экономические специализации для каждого субъекта РФ и типы разных территорий. Например, агломерации, геостратегические территории, малые и средние города, сельские поселения, а также перспективные региональные центры. Кроме того, Стратегия будет включать комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры для снятия инфраструктурных ограничений, а также механизмы поддержки точек роста с помощью налоговых льгот так называемого единого инструмента развития территорий.

Основная роль в разработке Стратегии перспективного развития территорий принадлежит регионам, с которыми Минэкономразвития сейчас отрабатывает их замечания и предложения, направленные в ведомство до апреля 2018 года.

Большинство региональных проектов связаны с инфраструктурой: строительством транспортных авиаузлов, скоростных железнодорожных и автомобильных дорог, созданием территорий опережающего развития и особых экономических зон. Также есть и экологические проекты.

Среди инициатив – строительство аэропорта в Магнитогорске, скоростной железнодорожной ветки между Самарой и Тольятти и намыв берегов в Калининградской области. Правительство Калининградской области предложило проекты, связанные с транспортной инфраструктурой Нового Шелкового пути, укреплением берегозащиты и намывом берегов, а также мелиорацией земель. Общая сумма оценивается почти в 150 млрд руб.

Вопросы развития Новосибирской агломерации как крупнейшей в стране также в полной мере будут отражены в готовящейся окончательной редакции Стратегии пространственного развития России.

«Новосибирск – это не только одна из крупнейших в стране агломераций, и какой бы ни была окончательная редакция Стратегии пространственного развития, понятно, что вопросы развития этой агломерации там будут отражены в полной мере. Все запросы и инициативы, которые сейчас активно продвигает команда врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова , обязательно найдут там отражение», – сказал вице-премьер РФ Максим Акимов.

Вице-премьер отметил, что это вопрос развития не только области и Новосибирской агломерации, но вопрос развития Сибири, Дальнего Востока и всего большого восточного региона страны. По его словам, роль Новосибирска – это роль крупнейшего индустриально-логистического инновационного хаба, который питает в прямом и переносном смысле большое количество территорий.

Ожидается, что Стратегия будет задавать ориентиры для разработки и корректировки схем территориального планирования, отраслевых документов стратегического планирования, стратегий социально-экономического развития макрорегионов и субъектов РФ. Документ будет содержать план реализации.

Пространственная стратегия вскоре станет публичной и будет доступна для широкого обсуждения. Работу над документом планируется завершить в августе, а принять – до конца 2018 года.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации, необходимая для социально-экономического развития макрорегионов и субъектов страны, может быть принята до конца 2018 года, сообщила пресс-служба аппарата Совета безопасности РФ.

Главное в концепции Минэкономразвития - повышение связности территорий
 в основной зоне расселения и создание опорных центров там, где плотность низкая.

Елена Чугуевская,
директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития

Повышение связности огромной территории России и создание опорных центров в зоне очагового расселения станут ключевыми направлениями стратегии пространственного развития России до 2035 года. Она послужит «территориальным интегратором» двух стратегий - национальной безопасности и долгосрочного социально-экономического развития.

Об основных подходах к стратегии и о том, что она сможет изменить, «Вольной экономике» рассказала директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития Елена Чугуевская.

Что такое пространственная стратегия

«Вольная экономика»: Елена Станиславовна, зачем нужна эта стратегия?

ЕЛЕНА ЧУГУЕВСКАЯ: Мы только в начале пути к современному стратегическому планированию пространственного развития страны.

На уровне региона, города, муниципального района разрабатываются комплексные документы территориального планирования, а на уровне России базовые инфраструктуры представлены только отраслевыми схемами. Карт в стратегических документах территориального развития не было, мы не видели того синергетического эффекта, который должна получить территория.

Общество всегда существует в форме территориальной организации, сформированной системой населенных пунктов, и как к ней должно относиться государство, какие выделять приоритеты, как обеспечивать транспортную связность территории, качество среды жизнедеятельности, как приоритезировать бюджетную поддержку, - это все вопросы стратегии пространственного развития как инструмента, существующего во всех ведущих странах мира. Стало ясно, что и нам нужен документ-интегратор.

«ВЭ»: Вы анализировали зарубежный опыт?

О концепции пространственного развития
Введена в правовое поле в 2014 году, требования к ее содержанию правительство утвердило в 2015-м. Она должна определить приоритеты экономики в региональном аспекте, обеспечить устойчивость системы расселения и дополнительные точки выхода на внешние рынки. Мы должны «видеть» своих соседей, понимать место России в мировом распределении экономической деятельности. В конце октября Министерство экономического развития представит для экспертного обсуждения проект стратегии, ее планируется принять в 2018 году. Последним подобным документом в нашей стране была Генеральная схема расселения РФ 1994 года, но она в полном объеме так и не реализовывалась

Е.Ч.: Мы изучили документы стратегического планирования самых разных стран. Например, Евросоюз сейчас готовит уже вторую стратегию пространственного развития. Экономическое пространство Европы концентрируется в «пентагоне» - зоне, очерчиваемой в границах Лондон - Париж - Милан - Мюнхен - Гамбург. Это всего лишь четверть площади Евросоюза, но там сосредоточено 75% его ВВП, и это, безусловно, проблема с точки зрения пространственной организации. Причем такая концентрация зародилась еще в конце XVIII века, в ходе промышленной революции.

И вот в условиях значительного расширения Евросоюза они решили, что им нужна ставка на полицентрическую модель организации пространства, на «выращивание» других центров притяжения. Стратегия ЕС предполагает реализацию комплексных территориальных проектов: это «Регион Балтика», в который, что интересно, включаются Петербург, Ленинградская область и Карелия, это «Атлантическая дуга» (Западный фасад ЕС) вдоль побережья Атлантического океана, а также «Латинская арка» в Западном Средиземноморье.

«ВЭ»: У нас будет нечто похожее?
Е.Ч.: Слепо копировать чей-то опыт мы не можем, потому что у России самая большая территория 
в мире. При этом население распределено крайне неравномерно: есть основная зона расселения, зоны очагового расселения, есть территории, непригодные для проживания.

Выделение макрорегионов

Выделение макро-регионов
Их прототипом стали федеральные округа. В каждом макро-регионе может быть своя модель развития: в Сибири и на Дальнем Востоке - кластерный подход, в европейской части - развитие крупных городов.

«ВЭ»: И все-таки что нам ближе?
Е.Ч.: В основу подхода к пространственному развитию у нас уже заложено выделение крупных зон - макрорегионов. Их прототипом стали федеральные округа. Правда, на первом этапе они выделялись для управленческих задач, но затем внутри округов начали складываться внутренние связи, формироваться межрегиональные объединения, такие как ассоциация «Сибирское соглашение».

Для каждого макрорегиона может быть использована определенная модель или варианты их совмещения. Например, для Дальнего Востока и Сибири подходит кластерный подход, который уже выбрал Казахстан, когда государство поддерживает «очаги» новой индустриальной экономики.

Для европейской части страны, где уже сформированы сильные точки роста, по сути конкурирующие между собой, может быть применен поляризованный подход. Он основан на поддержке крупных городов и их экономической диффузии на прилегающие территории.

Нужно выделить территории, которые связывают огромное пространство России крупными узлами.

ПРОБЛЕМА МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УХОДИТ
Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Сейчас не только в столицы люди стекаются, но и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и т.д. Любая система расселения очень инертна.

«ВЭ»: Как это все будет сочетаться с существующими мерами поддержки - например, Калининградской области, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма?
Е.Ч.: Поддержка стратегически важных территорий необходима и дальше, но при этом мы должны экономически обосновать рост конкурентоспособных видов деятельности для каждого субъекта, создать для них условия, а также выделить территории, которые объединяют огромное пространство России крупными узлами, влияющими на связность всей страны.

Мы обсуждали с регионами необходимость создания межрегиональных территориальных систем, таких как «Уральское созвездие» или «Сибирская конурбация», которые предполагают строительство высокоскоростных магистралей между крупными городами. Почему бы такие флагманские проекты не зафиксировать для приоритетной поддержки?

Общий залог - повышение связности территорий в основной зоне расселения. В зоне очагового расселения, к которой относится практически вся северо-восточная часть России, надо вернуться
к подходу формирования опорных центров, который был выработан в Советском Союзе на основе вахтовой и экспедиционной форм освоения этих сложных территорий. При этом требуются значительные изменения в законодательстве, в частности в жилищном, чтобы вписать в правовое поле эти особенности.

Ленинградцы, москвичи…

«ВЭ»: Можете эти подходы проиллюстрировать на примере центра страны?
Е.Ч.: Мы только в начале пути. Пока, например, могу сказать, что мы поддерживаем позицию московских властей о том, что нужно системно обеспечивать развитие Москвы как столицы и единственного глобального города в России, но сначала надо это обосновать расчетно и картографически, определить реальные границы города.

«ВЭ»: Многие говорят, что у нас зафлюсована экономика - все ресурсы концентрируются в Москве и отчасти в Петербурге, а вокруг остается пустота. Эту проблему вы видите?
Е.Ч.: Я уже так не думаю. Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Не только в Москву люди стекаются, еще и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и другие центры регионов. Это естественно. Конечно, есть процессы естественного сжатия пространства, но любая система расселения очень инертна, а в России особенно. Мы привязаны к недвижимости, у нас нет такой активной трудовой миграции, как, например, в США, где люди в среднем восемь раз в течение жизни переезжают из одного города в другой. У нас люди переезжают крайне редко.

«ВЭ»: Территориальную структуру расселения в России менять не надо?
Е.Ч.: Государство должно влиять на нее только в том случае, если она теряет устойчивость.

Что нужно балансировать

«ВЭ»: Наша «неустойчивость» - она какая?
Е.Ч.: Мы выделили три глобальных разрыва, с которыми надо побороться за счет инструментов стратегии пространственного развития.

Во-первых, разрыв в инфраструктуре. В последние годы она развивалась очень неравномерно. У нас слабая связность территорий. Мы потеряли региональную авиацию, речной транспорт, очень мало построено новых дорог, мы только начинаем осваивать скоростной и высокоскоростной транспорт, в отличие от многих европейских и азиатских стран.

Во-вторых, при переходе от плановой экономики
к рыночной произошел технологический разрыв. Конкурируя, предприятия потеряли интеграционные связи. Раньше их налаживало государство. Я не имею в виду, что мы заставим всех обмениваться товарными потоками, мы должны способствовать этому через поддержку модернизации предприятий, конкурентоспособных отраслей, формирования территориальных кластеров.

Третья проблема - социальный разрыв. Неравенство в первую очередь выражается в неравномерной обеспеченности инфраструктурой и качеством среды в различных городах. Как обеспечить достойное качество жизни? Конечно, мы не сможем быстро все поправить, но мы должны понять, как выделить территории, которые требуют адресной поддержки.

«ВЭ»: Получается, стратегия будет иметь большое политическое значение - все сразу начнут прикидывать, кому что досталось на десятилетия вперед. Или я не прав?
Е.Ч.: Важно подчеркнуть, что документ готовится при непосредственном участии представителей правительств всех субъектов РФ, науки и профильных федеральных министерств и ведомств. При Минэкономразвития действует межведомственная рабочая группа, которая состоит почти из 150 человек. По ключевым вопросам пока особых споров нет.

Планы до 2050 года

«ВЭ»: Стратегия будет рассчитана до 2035 года?
Е.Ч.: По плану - да, но мы решили, что по устойчивости системы расселения должны быть и более дальние горизонты, она инерционна, в более короткие сроки изменений не видно.
Поэтому по некоторым компонентам Стратегия пространственного развития будет иметь горизонт 2040, а может, и 2050 года. В новой европейской стратегии, которая сейчас разрабатывается, тоже проигрываются сценарии до середины XXI века.

«ВЭ»: Каким может быть целевой сценарий стратегии?
Е.Ч.: Во многом он зависит от базового сценария долгосрочного прогноза социально-экономического развития, который покажет наши возможности.

Текст: Игорь Зубков.

Стратегия развития МСП до 2030 года, наряду с общими стратегическими направлениями работы, задает вполне конкретные ориентиры и ставит конкретные цели, которые нужно достигнуть. Об этом заявил директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин на пленарном заседании «Большой спрос на малый бизнес». Мероприятие состоялось в рамках Российского форума малого и среднего предпринимательства.

По его словам, Стратегия – это обобщение всех предложений и идей по мерам развития малых и средних предприятий, своего рода воплощение запроса от предпринимательского сообщества на изменения в сфере регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

Он напомнил, что "дорожная карта» по реализации Стратегии состоит из 45 ключевых позиций. «Мы исходили из того, чтобы не отражать в плане текущую деятельность, мероприятия, реализуемые в рамках ранее данных поручений или иных программных и стратегических документов, – отметил он. – Предложенные меры – важны в настоящий момент, чтобы сдвинуть ситуацию и изменить вектор развития».

Можно констатировать, что сформирована новая повестка государственной политики в сфере поддержки малых и средних предприятий, в основе которой лежит долгосрочная позитивная программа действий – Стратегия.

Максим Паршин отметил, что совместно с предпринимательским сообществом в Стратегию заложены четыре целевых ориентира, достижение которых позволит говорить о выходе на новый качественный уровень развития малого и среднего предпринимательства. В частности, это увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 году, в 2 раза оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 году, доли обрабатывающей промышленности в обороте МСП с 11,8 до 20%, доли занятых в общей численности занятого населения до 35%.

По словам директора Департамента, для достижения целевых индикаторов предполагается выделить в рамках Стратегии ключевые группы предприятий, на которые планируется ориентировать предлагаемые решения.

Речь идет о двух группах или секторах. Массовый сектор – это предприятия, специализирующиеся на торговле и предоставлении услуг. Такие компании обеспечивают занятость, повышают уровень комфорта среды для граждан. И «высокотехнологичные» - малые и средние экспортно-ориентированные предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстрорастущие, нацеленные на диверсификацию экономики и повышение ее конкурентоспособности.

Председатель Совета Федерации Валентина МатвиенкоМатвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
провела парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации», подготовленные и организованные Комитетом Совета Федерации по экономической политике.

В мероприятии, посвященном обсуждению итогов разработки одного из важнейших документов стратегического планирования, приняли участие Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, заместитель Председателя Совета Федерации Евгений БушминБушмин
Евгений Викторович
представитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
, председатель Комитета СФ по экономической политике и др.

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 12 июля 2018 года (Протокол № 154)

Участники парламентских слушаний, состоявшихся под председательством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко: члены Совета Федерации, Министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин, Глава Республики Бурятия А.С. Цыденов, Губернатор Ставропольского края В.В. Владимиров, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вице-президент Международной Академии архитектуры, руководитель Центра пространственного планирования МАРХИ А.В. Боков, представители научного, экспертного сообществ и общественных организаций, рассмотрев и обсудив представленные подходы к разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации, отмечают следующее.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации – разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия исходит из целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018 г., с учетом приоритетов пространственного развития, изложенных в Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной решением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года, и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Участники парламентских слушаний отмечают, что в настоящее время основными тенденциями пространственного развития Российской Федерации являются:

Усиление роли крупнейших городов в экономике страны;

Концентрация экономической деятельности в ограниченном числе центров экономического роста;

Нарастание транспортных и экологических проблем, социальных диспропорций в крупнейших городах и на прилегающих территориях, сокращение численности населения малых и средних городов;

Исторически сформировавшаяся в ряде субъектов Российской Федерации экономическая специализация, препятствующая развитию востребованных на рынке производственных отраслей экономики;

Низкая миграционная подвижность населения внутри страны, замедляющей структурные изменения на рынках труда в субъектах Российской Федерации;

Низкая транспортная доступность территорий Российской Федерации;

Недостаточное использование транзитного потенциала Российской Федерации на направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг».

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относит, в том числе, неравномерное развитие регионов и снижение устойчивости национальной системы расселения.Для обеспечения экономической безопасности основные усилия необходимо направить на устранение дисбалансов в территориальном планировании, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, на формирование новой географии экономического роста, современных отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации поручено разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 года утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий реализацию к 2024 году:

Развития транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг», а также международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай»;

Повышения экономической связанности территорий Российской Федерации через расширение и модернизацию железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры;

Стабильного обеспечения потребителей доступной электроэнергией на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Стратегия должна стать основой, фундаментально скрепляющей различные отраслевые стратегии, государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации.

Поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации базируется на экономических приоритетах, позволяющих создать и обновить инфраструктуру страны в совокупности с решением социальных задач. Комплексный подход при решении вопросов размещения производительных сил предусматривает создание экономических условий для сохранения культурных и духовных ценностей, сбережения объектов культурного наследия - памятников архитектуры и градостроительного искусства, улучшения качества окружающей среды и экологических аспектов жизнедеятельности, сохранения природных и культурных ландшафтов.

Конкурентные преимущества каждого субъекта Российской Федерации следует определять комплексно, с учетом факторов его развития, оценки социально-демографического, природно-ресурсного, производственно-экономического, транспортно-инфраструктурного, географического, пространственно-расселенческого, институционально-управленческого, научно-инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов.

Представленные Минэкономразвития России материалы по Стратегии содержат основные направления пространственного развития на среднесрочную перспективу, основанные на большом объеме проведенных научных исследований, при явном акценте на приоритет снятия инфраструктурных ограничений. Недостаточно проработаны вопросы размещения производительных сил и системы расселения на территории страны, выстраивания реальных экономических связей между хозяйствующими субъектами по кооперационному участию в производстве. Реализацию конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных территорий предлагается осуществлять в основном через развитие эффективных экономических специализаций. В сценарных вариантах пространственного развития комплексно не определен механизм сокращения межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации при объективно сложившейся тенденции преимущественного развития крупных городов и иных центров экономического роста. Ряд положений, содержащихся в проекте Стратегии, носят декларативный характер, так как не содержат предложений по механизмам реализации приоритетных направлений пространственного развития Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, участники парламентских слушанийрекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации своевременное утверждение Стратегии, направленной на комплексное развитие различных типов территорий Российской Федерации, поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии региональных экономик, разработку плана мероприятий по ее реализации и мониторингу;

2) при разработке Стратегии – во исполнение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путиным Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ‑ исходить из:

Определения горизонтов стратегического планирования на период до 2035 года и стратегического видения до 2050 года;

Актуальности разработки нормативных правовых актов территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Необходимости определения характера и принятия мер, создающих объективные предпосылки сбалансированного развития агломерационных и других форм расселения на территории страны;

Создания предпосылок размещения производств, финансовых и иных ресурсов, как в агломерационных центрах экономического роста, так и в других типах территорий, включая обеспечение устойчивого развития сельских территорий, сокращение разрывов в социально-экономическом развитии различных субъектов Российской Федерации;

Запроса на повсеместное использование преимуществ цифровой экономики, прежде всего - устранение «цифрового неравенства» регионов через создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех территорий Российской Федерации, внедрения технологий спутниковой связи, повышения ценовой доступности Интернет-услуг для населения труднодоступных и удаленных районов, развития сети центров хранения и обработки массивов цифровых данных;

Соблюдения принципов сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, реализации бюджетно-финансовой политики, исключающей ситуации возникновения избыточных долговых нагрузок на региональные и муниципальные бюджеты Российской Федерации;

Необходимости обеспечения взаимоувязки Стратегии с бюджетным планированием;

Реализации задач совершенствования «опорного каркаса» страны (системы поселений и связывающих их коммуникаций федерального и регионального значения) ‑ с учетом особенностей различных природно-климатических условий, наличия особо охраняемых природных территорий, сложившегося характера промышленно-хозяйственного освоения пространств, плотности населения, развития транспортных систем и коммуникаций;

Необходимости разработки механизмов взаимоувязки отраслевых документов стратегического планирования, схем территориального планирования, федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации;

Потребностей расширения и укрепления межрегиональных связей в различных областях для развития кооперации между субъектами Российской Федерации и реализации проектов межрегионального сотрудничества;

Актуальности освоения Арктической зоны Российской Федерации и территорий Крайнего Севера, драйвером роста которых является развитие Северного морского пути, что включает в себя нормативно-правовое обеспечение деятельности, комплекс мер по газификации, развитию портовой и прибрежной инфраструктуры для круглогодичной работы, создание единого оператора Северного морского пути, купирование экологических рисков;

Необходимости всестороннего учета специфики развития геостратегических территорий Российской Федерации во взаимодействии с прилегающими к ним территориями;

Целесообразности отнесения к геостратегическим территориям Российской Федерации закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);

3) при формировании комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры учесть:

Актуальность задействования потенциалов, перспектив модернизации, принципиальный рост пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для целей стратегического развития Российской Федерации;

Необходимость принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих корректировку стратегий и программ развития регионов для формирования транспортной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север-Юг» и создания единого оператора означенного международного транспортного коридора;

Достижения целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года от №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и соответствующих совершенствованию структуры внешнеторгового товарооборота, а также расширения приграничного сотрудничества и устранения логистических ограничений (увеличения числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);

Необходимость и значимость дальнейшей включенности Российской Федерации в единое евразийское экономическое пространство;

4) учитывать при разработке и корректировке документов стратегического планирования:

Важность повышения мобильности трудовых ресурсов, возможностей профессионального развития и непрерывного образования экономически активного населения, переподготовки и повышения квалификации работников различных отраслей, совершенствования систем довузовского, профессионального и высшего образования;

Обеспечение гарантированных стандартов качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе, государственных, муниципальных и медицинских услуг, достойных условий труда и социальной защиты, независимо от места проживания граждан Российской Федерации;

5) рассмотреть вопрос о создании межведомственного органа, наделенного полномочиями по координации процессов разработки и реализации системы документов стратегического планирования.

20 января. сайт - Сегодня в Суздале представители министерства экономического развития и эксперты обсудят проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года. Документ, подготовленный Минэкономразвития, предусматривает приоритетное развитие геостратегически важных территорий - Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Причин появления этого документа, пишут "Известия" , несколько - авторы называют внешние и внутренние вызовы пространственному развитию страны. Среди внешних - завершение очередного цикла развития мировой экономики и переход к новому технологическому укладу, изменение географической конфигурации мировых центров, глобальные изменения территориальной структуры расселения, существенное увеличение численности населения, дефицит сельскохозяйственных земель и источников чистой питьевой воды. А среди внутренних - ожидаемое отсутствие стабильного роста численности населения, неуклонное его старение и сокращение доли его экономически активной части. Помимо этого, среди проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших агломерациях страны, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии России и низкая инфраструктурная обустроенность территории. Все эти тенденции, по мнению авторов документа, будут усиливаться, а диспропорции развития регионов увеличатся, если не заняться пространственным развитием всей страны на научной основе. Авторы документа отмечают, что "общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за период 1990-2015 годах по большинству показателей экономической деятельности (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет снижения доли восточных". Готовых и четких рецептов в Стратегии пока нет. Но авторы документа говорят о необходимости "развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста", "совершенствовании системы расселения", "развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства". А в числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: "формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей". В рамках Стратегии пространственного развития предлагаются три сценария пространственного роста. Первый сценарий - консервативный - предполагает в долгосрочной перспективе пролонгацию характерных для предшествующего периода тенденций пространственного развития. То есть дальнейшее неуправляемое сжатие освоенного пространства, концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами, сохранение современных составов лидеров и аутсайдеров и консервацию пропорций в распределении экономической активности между западной и восточной частями страны. Второй - сценарий конкурентного роста - основывается на модели поляризованного развития, предполагает высокий уровень открытости российской экономики, когда на пространственное распределение экономической активности и специализацию регионов существенное влияние оказывают глобальные тренды. Новая каркасная структура пространственной организации страны сформируется на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций. Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном использовании потенциала их межрегиональных взаимодействий.