Классическая экономическая школа презентация. Презентация на тему "классическая школа"

Cлайд 1

Cлайд 2

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ При изучении развития экономической науки следует выделить основные периоды (этапы): «ЭКОНОМИЯ» - ПЕРИОД С АНТИЧНЫХ ВРЕМЕН ДО МОМЕНТА ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (16 – 17 ВЕК) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ – ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЙ – НАУКИ (18 – 19 ВЕК) «ЭКОНОМИКС» - СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ РАЗЛИЧНЫМИ ШКОЛАМИ И НАПРАВЛЕНИЯМИ

Cлайд 3

«ЭКОНОМИЯ» от древнегреческих слов «ойкос»(дом), «номос»(закон). Что следует понимать как «законы ведения домашнего хозяйства». Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира прежде всего, колыбели европейской и мировой цивилизации – Древней Греции. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Греция. Полуостров Аттика. Афины. Рафаэль Санти «Афинская школа»

Cлайд 4

Аристотель (ок.384 – ок.322 г.до н.э) Внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля - «Политика». Антисфен (Ксенофонт) (ок.435 – ок.360 г. до н.э.) Представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости

Cлайд 5

Платон (ок.428 – ок.348 г.до н.э.) Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров. Античный период развития экономических взглядов, не выходивших за рамки собственно философских воззрений, можно считать временем выработки общих подходов к пониманию экономических процессов в целом. Необходимо также отметить появление в античное время документов практического характера, рекомендаций по рациональному ведению хозяйства. Большое количество таких текстов появляется в Древнем Риме. Стоит отметить трактат Марка Порция Катона «О земледелии»(2 век до н.э.), или труд Палладия «О сельском хозяйстве»(4 век н.э.)

Cлайд 6

ЭКОНОМИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ Феодалы (церковь, аристократия и дворянство) владеют землёй как основным средством производства, хозяйство носит преимущественно натуральный характер. Лично зависимые крестьяне составляют большую часть населения занятого в производстве. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД Свободное население городов объединяется по профессиональному признаку в корпорации (цехи). Города ведут борьбу с феодалами за самостоятельность. Возникают объединения городов, такие как «Ганзейский союз». Города являются центрами ремесла и торговли. Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товаро-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Cлайд 7

Cлайд 8

Великие географические открытия Развитие торговли В результате Великих географических открытий начинает складываться мировой рынок, расширяются и оживляются экономические связи. Появляется необходимость увеличения и расширения производства. Значительное увеличение торговли стимулирует развитие производства и появление новых форм организации производственной деятельности. Появляются первые мануфактуры – предприятия использующие ручной труд и разделение труда внутри производственного цикла. Усиливается значение городов, как центров торговли и производства. Значительно возрастает значение и объём товарно – денежных отношений.

Cлайд 9

МЕРКАНТИЛИЗМ Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация. Ганс Гольбейн Младший. Георг Гизе, немецкий купец в Лондоне (1532 г.) Ранний меркантилизм Цель изучения – источники богатства Предмет изучения - торговля Поздний меркантилизм Протекционизм Торговый баланс

Cлайд 10

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ 1615 год – Антуан де Монкретьен (1575-1621) «Трактат о политической экономии» «Счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство – в работе». Родоначальником классической политической экономии является Уильям Петти. Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости. Уильям Петти 1623 - 1687

Cлайд 11

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Представителями классической политической экономии во Франции в XVIII в. были Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Ф. Кенэ (1694-1774) А.Тюрго (1727-1781). Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Cлайд 12

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Выдающийся английский экономист Адам Смит вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов". После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства. Адам Смит (1723-1790)

Cлайд 13

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Классическая политическая экономия не является однородным, единообразным учением и содержит ряд направлений, авторы которых рассматривали отдельные аспекты экономической жизни с собственной, оригинальной точки зрения. Классическая школа заложила основы всего многообразия современных экономических взглядов. Жан Батист Сэй (1767-1832) стал разрабатывать другую традицию трактовки ценности, заложенную А. Смитом - теорию факторов производства. Он первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара. Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Томасом Робертом Мальтусом (1766-1834) в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику. Ж. Сисмонди (1773-1842). Для него весь интерес политической экономии с точки зрения теоретической сводился к объяснению кризисов, а с точки зрения практической - к отысканию мер предупреждения их и улучшения положения рабочих. Он становится, таким образом, во главе целого ряда экономистов, деятельность которых не прекращалась в течение всего XIX столетия. Не будучи социалистами, но и не ослепляясь пороками либерального режима, эти писатели искали среднего пути, на котором они, исправляя злоупотребления свободы, не пожертвовали бы своими принципами.

Cлайд 14

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ РАБОТА (Work) Форд Мэдокс Браун, Англия (1821-1893) Художественная галерея, Манчестер Становление и развитие классической политической экономии происходило на фоне серьёзных перемен в экономической и социальной жизни общества. На смену традиционным феодальным отношениям, приходила новая экономика – рыночная, которая на начальных этапах своего развития характеризовалась глубоким социальным расслоением общества. Тысячи раз описывали злоупотребления на фабриках в первую половину XIX столетия: эксплуатацию детей всякого возраста в самых нездоровых и жестоких условиях, почти бесконечную длину рабочего дня женщин и взрослых рабочих, нищенскую заработную плату, невежество, грубость, болезни и зарождающиеся в таких плачевных условиях пороки. В Англии доклады врачей, анкеты Палаты общин, речи и разоблачения Роберта Оуэна вызывали негодование общественного мнения. Требование ограничения труда детей в хлопчатобумажных прядильнях с 1819 г. - первый робкий шаг в области рабочего законодательства. Ж.Б. Сэй, путешествуя в 1815 г. по Англии, заявил, что рабочий в Англии, несмотря на то, что он имеет семью, и, несмотря на усилия, часто достойные наивысшей похвалы, может заработать лишь три четверти, а иногда только половину своих расходов.

Cлайд 15

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо. Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. Давид Рикардо (1772-1823). Пол Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Давида Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах". Подводя итоги рассмотрения классической школы, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Cлайд 16

МАРКСИЗМ Карл Маркс 1818 - 1883 Карл Маркс родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В период революционных событий в Европе 1848 – 1849 г. активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848г.) В 1867 вышел главный труд Маркса - «Капитал» (т. 1) в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов.; работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце 19 - 20 вв. Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала. Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях. Заслуга немецкого философа и экономиста К. Маркса заключается в не только в разработке им оригинального учения - теории прибавочной стоимости и закона концентрации (автоматической экспроприации), но и в том, что его работы стали точкой отсчета для современной радикальной политической экономии (XX века). Кроме того, его экономическая теория послужила в XX веке одной из составляющих общественной идеологии социалистических стран с плановым хозяйством, таким образом, внеся вклад в коренные изменения как экономической, так и общей истории человечества в данном столетии.

Cлайд 17

МАРЖИНАЛИЗМ В 1870-е годы в экономической науке произошла «Маржиналистская революция», что привело к резким методологическим и теоретическим сдвигам. Именно с этот момент можно считать началом современного экономического анализа. Среди важнейших элементов маржинализма как направления в экономической науке следует выделить следующие: Использование предельных (т.е. приростных) величин. Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел. Маржиналисты впервые прнменяют категории - предельная полезность и предельная производительность. Статичность. Маржиналисты потеряли интерес к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после «Маржиналистской революции» сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени. Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Недаром маржинализм иногда называют субъективной школой экономики. В настоящее время маржинализм (в основном на базе Лозанской школы), за счет дополнения компонентами классической школы трансформировался в «НЕОКЛАССИКУ (НЕОКЛАССИЧЕСКУЮ ШКОЛУ)». Маржиналистское направление экономической мысли принято разделять на две школы по причине различия в методологии – Австрийскую и Лозанскую. Австрийская школа Карл Менгер 1841-1921 Фридрих фон Визер 1851-1926 Лозанская школа Леон Вальрас 1834-1910 Вильфредо Парето 1848-1923

Cлайд 18

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА с античных времен до конца 19 века Экономия Аристотель, Антисфен, Платон Меркантилизм Атуан де Монкретьен ФИЗИОКРАТЫ Ф. Кенэ, А Тюрго Классическая политическая экономия Адам Смит, Жан Б. Сэй, Давид Рикардо, Роберт Мальтус… Средневековые мыслители Фома Аквинский, Уильям Оккам Марксизм К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин Маржинализм Ф. фон Визер, К.Менгер, Л.Вальрас…

Cлайд 19

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА В настоящее время маржинализм, за счет дополнения компонентами классической школы трансформировался в «НЕОКЛАССИКУ (НЕОКЛАССИЧЕСКУЮ ШКОЛУ)». Яркими представителями которой, являются: Альфред Маршалл и Йозеф Шумпетер. Альфред Маршалл 1842-1924 А. Маршалл. Основная работа: «Принципы экономической науки» (1890). Тот факт, что неоклассическая школа является синтезом идей (раннего) маржинализма и классической школы, выглядит особенно очевидным, когда мы обращаемся к работам признанного основателя неоклассической школы английского экономиста А. Маршалла. "Принципы экономической науки" написаны в традиционной для классиков манере - с длинными отступлениями, богатым фактическим материалом, рассуждениями на социальные и нравственные темы. Предметом экономической науки, с точки зрения А. Маршалла, являются те побудительные мотивы, которыми руководствуется человек в своей хозяйственной деятельности. Эти мотивы поддаются количественному измерению: сила того или иного стимула, который заставляет человека предпринять какое-то действие, равна денежной плате, необходимой, чтобы человек совершил это действие. Шумпетер Йозеф Алоиз 1883-1950 Йозеф Шумпетер, экономист и социолог. Родился в Австро-Венгрии, с 1932 в США. Сочинения по проблемам экономического цикла, истории экономических учений. Рассматривал историю политэкономии как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов исследований экономических явлений. Автор концепции экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской функции. Предложил динамическую концепцию цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Коренная проблема всякой экономической системы, заявил Шумпетер, заключается в достижении и поддержании равновесия. В рамках модели все фирмы находятся в состоянии устойчивого равновесия, а доходы равны затратам. Прибыль и процент равны нулю, цены образуются на основе средней стоимости, экономические ресурсы полностью используются. В эту модель вводится новая производственная функция, соответствующая новому соотношению между затратами и выпуском продукции. Введение новой функции осуществляется Новатором, стремящимся получить большую прибыль, чем могут дать обычные способы.

Cлайд 20

МОНЕТАРИЗМ Милтон Фридмен 1912- Монетаризм считается одним из направлений неоклассической экономической мысли. Он возникает в середине 1950-х годов в США. Одним из признанных основателей и лидеров монетаризма является представитель так называемой Чикагской школы Милтон Фридмен. Первоначально монетаризм зародился как отдельная отрасль опытных исследований в области денежного обращения, а именно - как анализ спроса на деньги. В дальнейшем он эволюционировал, охватывая все более широкий круг экономических вопросов. В конце концов к середине 1970-х годов он превращается в респектабельную доктрину, рецептами которой стали пользоваться правительства многих капиталистических стран. В теоретическом плане монетаризм, с одной стороны, опирается на отдельные положения неоклассического синтеза (например, теория имущества), а с другой, является продолжением докейнсианской неоклассической количественной теории денег. Основные работы М. Фридмена: "Исследования в области количественной теории денег" (1956); М. Фридмен, А. Шварц "Денежная история Соединенных Штатов, 1867 - 1960"(1963). Все блага, приобретаемые и хранимые хозяйствующим субъектом, можно представить в виде его активов. Их совокупность образует портфель активов. Деньги являются активом наряду с остальными благами. Активы хранятся индивидом либо вследствие того, что они приносят денежный доход (финансовые активы: акции, облигации), либо потому, что они имеют определенную полезность как таковые (нефинансовые активы: например, потребительские блага длительного пользования, капитальные блага), либо благодаря тому, что они доставляют удобство, ликвидность и безопасность (деньги). Задача индивида состоит в том, чтобы распределить имеющиеся у него ресурсы (богатство) таким образом, чтобы максимизировать свою полезность. Новую количественную теорию денег интересует, прежде всего, объем средств, хранимых в денежной (ликвидной) форме, т. е., иными словами, спрос на деньги. Спрос на деньги определяется тремя основными группами факторов: а) общим богатством хозяйствующего субъекта; б) издержками и выгодами, связанными с различными формами хранения богатства; в) предпочтениями индивида в отношении различных форм хранения богатства.

Cлайд 21

КЕЙНСИАНСТВО В 1936 году была опубликована книга английского экономиста Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Принято считать, что именно эта книга знаменовала собой начало так называемой "Кейнсианской революции", которая, наряду с Маржиналистской революцией, является наиболее значимым событием в истории экономического анализа за последние два века. Однако современные исследования в области истории экономического анализа показали, что значительную роль в осуществлении Кейнсианской революции сыграли также польский экономист М. Калецкий и группа немецких экономистов, названных "немецкими кейнсианцами". Все они предвосхитили некоторые из научных открытий Дж. М. Кейнса и поэтому наряду с ним могут рассматриваться в качестве творцов Кейнсианской революции. Кейнсианскую революцию можно трактовать различным образом, революция состояла в обеспечении обособления в самостоятельную дисциплину целой ветви экономической науки - макроэкономики. Благодаря Кейнсианской революции анализ макроэкономических проблем стал осуществляться независимо от исследований аспектов ценности, конкуренции, поведения потребителя и т.д. С другой стороны, Кейнсианская революция была реакцией на недостатки неоклассического подхода к анализу экономической жизни. То, что зарождалось в ходе Кейнсианской революции, должно было стать как методологической, так и теоретической альтернативой неоклассической школе Мировой экономический кризис конца 1920 - 1930-х годов и особенно Великая депрессия 1929 - 1933 годов на опыте доказали несостоятельность данного подхода и, вероятно, оказались главной "конкретно-исторической" причиной Кейнсианской революции. В ходе ее осуществления было сделано выдвижение на первый план элементов совокупного спроса, особенно инвестиций в основной капитал. Их изменчивость, как было доказано, служит причиной изменчивости реального национального дохода и уровня занятости. В результате удалось продемонстрировать, что рыночная экономика является внутренне нестабильной, а ее нормальным состоянием является вынужденная безработица (т.е., если использовать современную макроэкономическую терминологию, нормальным состоянием является превышение фактического уровня безработицы над естественным). Поэтому возникает необходимость в активном вмешательстве государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства. Такое вмешательство наилучшим образом осуществляется при проведении дискреционной (макроэкономической) политики, т.е. политики, которая претворяется в жизнь по усмотрению правительства в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

Cлайд 22

КЕЙНСИАНСТВО Джон Мейнард Кейнс 1883-1946 Основой подхода Дж. М. Кейнса к экономическому анализу является идея «денежной экономики», которая была письменно изложена в малоизвестной статье в 1933 году и, к сожалению, в четко сформулированном виде отсутствует в его «Общей теории». Излагая данную идею, Дж. М. Кейнс резко противопоставил себя и классикам, и неоклассикам (причем он называл «классиками» и тех, и других) в выделении сущности и роли денег. По его мнению, объектом исследований «классиков» была «реальная обменная экономика». Это экономика, в которой деньги «... используются только как нейтральное звено в сделках с реальными предметами и реальными активами и не воздействуют на мотивы и решения» хозяйствующих субъектов. В такой экономике деньги выступают только в качестве единицы счета и средства обмена, не являясь активом длительного пользования и не выполняя функцию средства сохранения ценности, будучи лишь, «удобством». Особенность подхода «классиков» заключалась в том, что закономерности «реальной обменной экономики» переносились ими на современное им рыночное хозяйство. Дж. М. Кейнс полагал, что такое перенесение необоснованно и указал, что более важно анализировать иной тип хозяйства, названный им «денежной экономикой». В такой экономике деньги представляют собой актив длительного пользования и используются в качестве средства сохранения ценности. Михаил Калецкий 1899-1870 Основные работы М. Калецкого вышли в 1930-1950-х годах в виде разрозненных статей и были переизданы уже после Второй мировой войны в виде двух несколько дублирующих друг друга сборников: "Теория экономической динамики. Очерк о циклических и долгосрочных изменениях в капиталистической экономике« (1956); "Избранные очерки по поводу динамики капиталистической экономики. 1933 - 1970" (1971). В ряде своих работ, часть которых была опубликована еще в 1930-е годы, польский экономист М. Калецкий независимо от Дж. М. Кейнса пришел во многом к аналогичным выводам, а в отдельных аспектах его анализ оказался значительно глубже. Поэтому вместе с Дж.М. Кейнсом М. Калецкого можно рассматривать как основателя макроэкономики в целом и в частности (и прежде всего, посткейнсианской макроэкономической теории).

Cлайд 23

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ Институционализм - направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами "в первом приближении" следует понимать правила и принципы поведения ("правила игры"), которым следуют люди в своих действиях. Оговорка "в первом приближении" делается ввиду того, что в разных течениях институционализма этот ключевой термин трактуется несколько по-разному. И вообще институционализм настолько разнороден, что его изучение как единого целого почти бессмысленно - настолько сильно различаются разные течения в самом институционализме. Неоинституционализм (называемый также новым институционализмом) в самом общем виде можно понимать как попытку привнесения институционального подхода в рамки магистрального направления современного экономического анализа. Неоинституциональная теория представляет собой экономический анализ роли институтов и их влияния на хозяйство. Основоположнииком старого институционализма (и институционализма вообще) является американец норвежского происхождения Торстен Веблен. Торстен Веблен 1857-1929 Т. Веблен известен прежде всего своей резкой критикой против неоклассического понимания человека как рационального оптимизатора. Человек, по мнению Т. Веблена, не является "калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль", связанные с приобретением благ, т.е. выгоды и издержки их получения. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей. Инстинкты представляют собой цели осознанного человеческого поведения, формирующиеся в определенном культурном контексте и передающиеся из поколения в поколение. Выбор средств для достижения целей, формируемых культурно обусловленными инстинктами, определяется, как уже было отмечено, институтами. Институты, по Т. Веблену, это "привычный образ мышления, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго". Иными словами, к институтам относятся различные правила и стереотипы поведения, часть из которых закреплена в виде правовых норм и общественных учреждений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная экономическая наука, благодаря накопленному опыту развития, представлена различными направлениями и школами. Очень часто исследования экономистов включают в себя знания и методологию других научных дисциплин: социологии, демографии, социальной психологии, истории, статистики, разнообразного практического опыта и т.д. Несмотря на различия во взглядах, иногда диаметрально противоположных, экономическая наука на современном этапе продолжает динамично развиваться. Многообразие методологии и использование разных подходов к исследованию проблем позволяют, в конечном счете, получить наиболее объективную картину современной экономической жизни, а также способствуют поиску вариантов эффективного воздействия и прогнозирования. О значении экономической науки в современном мире свидетельствует присуждение с 1969 года, Нобелевской премии по экономике. Медаль Нобелевского лауреата по экономике

Cлайд 26

При подготовке презентации использовались материалы и литература: И.В.Розмаинский, К.А. Холодилин. История экономического анализа на Западе. СПб, 2000 г. Ядгаров А.С. История экономических учений. М. Инфа – М 2000г. Березин И. Краткая история экономических учений. М. 2000 г. http:// www. economicus.ru http://www.ie.boom.ru http://www.ek-lit.agava.ru http://www. libertarium.ru http://www.sai.msu.su/cjackson/index.htm

Классическая
школа
политической
экономии
Докладчик
Леонова Анастасия Витальевна
Студентка факультета
международных отношений, группа
174702

Англия: конец 17 века

Развитие
мануфактур
Быстрый
промышленный
подъем
Банки,
акционерные
общества,
биржи
Эпоха великих
изобретений
Новые
источники
прибыли
Промышленный
капитал
Вырос класс
наемных
рабочих

Новая экономическая школа

1)Что составляет богатство народа?

2) Исследование сферы производства

3) анализ сферы обращения, но уже с новых
позиций, предложив новые принципы
ценообразования

4)новое объяснение природы денег

Основные отличия классической школы экономической теории от меркантилизма:

Основные отличия классической школы
экономической теории от
меркантилизма:
Предметом экономического анализа
становится не сфера обращения, а сфера
производства
Различие между внутренней стоимостью и
ценой товара
Основа классической школы – трудовая
теория стоимости

Главное положение классической школы

Богатство общества создается не в
обращении, а во всех сферах материального
производства. Купцы не производят никакого
продукта, а только доставляют его в
различных направлениях
Вильям Петти

Основы трудовой теории стоимости:

Стоимость товара «равна стоимости
количества серебра или золота, которое за
то же время другой человек может добыть,
перевезти, начеканить из него монету»
Источник стоимости – конкретный труд по
добыче серебра, стоимость продукта труда
определяется в результате его обмена на
благородные металлы

Адам Смит

Разделение труда
Деньги и их функции
Теория стоимости
Принцип «невидимой руки»
Основные правила
налогообложения
Адам Смит

Разделение труда

Специализация

Многократное увеличение
производительности труда

«Великое колесо обращения»

Деньги- особый товар, стихийно
выделившийся из всей массы товаров
Деньги - инструмент, который может
измерить ценность товаров

Теория стоимости

Затраты труда на производство товаров
представляют основу для сопоставления их
стоимости.
Величина стоимости товара определяется
не затратами труда отдельного
товаропроизводителя, а средними
затратами для данного уровня развития
производства.

Принцип «невидимой руки»

Минимальное вмешательства в экономику
и рыночное саморегулирование
Экономический либерализм
«...пусть все идет само собой,
естественным образом, без
принуждения»

Основные правила налогообложения:

Пропорциональность
Минимальность
Определенность
Удобство для плательщика

Базовые принципы политической экономии

Исследование сферы производства (сфера
обращения-вторична)
Затратная основа цен
Категория стоимость-единственная
исходная категория экономического
анализа
Повышения благосостояния населения
Роль денег как средства обращения

Библиография

Мировая экономическая мысль. Сквозь призму
веков. В 5 т. / под ред. Г.Г Фетисова, А.Г.
Худокормова. – М. :Мысль, 2005
Логачева Е. Экономическая теория. М, 2014
Курс экономической теории. Изд. 5 / под ред.
М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой – Киров: 2005
Смит А. Исследование о природе и причинах
богатства народов. М.,2009
Электронная библиотека экономической
литературы: www.libertarium.ru.

Слайд 2

Классическая школа экономики (политэкономия)Третий этап развитияДавид Рикардо (1772-1823) Удачливый делец. Банкир. Благодаря удачным спекуляциям на фондах и на хлебе в лондонском Сити, Давид уже к 25 годам имел капитал в несколько миллионов. Труд «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817)

Наибольший интерес проявлял к вопросам: - стоимости, - распределения, прибыли -сравнительной полезности во внешней торговле. Основные постулаты: стоимость и цена товара определяются разными факторами, стоимость товара образует не всякий труд, а только общественно необходимый, которым был труд при худших условиях производства Деньгиу Рикардо тоже имеют стоимость, которую он определяет двойственно: - количество труда, затраченного на их производство; - производная от их количества в обращении; Прибыль у Рикардо была пропорциональна затратам капитала на покупку рабочей силы, которая и создавала прибавочный продукт - основу прибыли. ТрудРикардо тоже считал товаром, а его стоимость определялась заработной платой. "Естественная" стоимость труда определялась минимумом средств для воспроизводства рабочей силы, а рыночная складывалась из соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Слайд 3

Классическая школа экономики (политэкономия)Третий этап развитияДавид Рикардо (1772-1823)

Слайд 4

Классическая школа экономики (политэкономия)Дальнейшее развитие классической школыСоциализация экономической мысли

Дальнейшее развитие капитализма усложнило социальную структуру капиталистического общества. Экономическая мысль тут же отреагировала на это, вобрав в себя представителей всех социальных слоёв, которые тщательно прорабатывали экономическое наследие и находили в нем то, что наиболее соответствовало их интересам и потребностям. Классическая политэкономия содержала в себе столько последних теоретических изысканий и столько противоречий, что дала жизнь нескольким направлениям экономической теории XIX века, противоречивым по содержанию и единым по истоку.

Слайд 5

Классическая школа экономики (политэкономия)Дальнейшее развитие классической школы

Слайд 6

Слайд 7

Защитники «беспорочного» развития капитализма: Ж.Б.Сей, Т.Р.Мальтус, Н.У.Сениор, Ф.Бастия, Г.Ч. Кэри Выработали действенную методу обороны от нападок противостоящих группировок. Любое обвинение капитализма в социально-экономических грехах: начисто отвергалось соответствующими случаю теориями, либо объяснялось еще недостаточным развитием самого капитализма либо объяснялось залогом экономического благополучия в будущем. Классическая школа экономики (политэкономия)Дальнейшее развитие классической школы

Слайд 8

Классическая школа экономики (политэкономия)Защитники свободного развития капитализма Жан Батист Сей (1767-1832) крупный французский фабрикант, долгое время комментировавший и излагавший учение А.Смита Труд «Полный курс практической политической экономии» (1829) «Закон рынков» - это центральное место в учении Ж.Б. Сея. Его суть: 1) обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей. 2) совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравниваются: стоимость созданных товаров = доходам, на которые и покупаются товары по стоимости Вывод: кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Первое – верно. Спрос порождает предложение Второе – ошибочно! Развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, а не только орудия обмена, поэтому в рыночной денежной экономике возможно перепроизводство – избыток предложения над денежным спросом

Слайд 9

Классическая школа экономики (политэкономия) Защитники свободного развития капитализма Жан Батист Сей (1767-1832) Закон стоимости: -сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других. Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей; -чем больше товаропроизводителей, тем обширнее сбыт продуктов; -при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной платы) происходит развитие производства, так как увеличивается платежеспособный спрос.

Слайд 10

Классическая школа экономики (политэкономия) Защитники свободного развития капитализма Жан Батист Сей (1767-1832) Равноправные факторы создания стоимости: земля труд капитал. Соответственно трем основным источникам выделяется три вида доходов: заработная плата (за труд) рента (плата за землю). процент (плата за капитал) Деньги – всего орудие обмена, так как людям нужны не деньги, а то, что на них покупают. Таким образом, стоимость зависит от: полезности товара издержек на производство товара, спроса (прямая зависимость) предложения (обратная зависимость). Вывод: Ж.Б. Сей отказался от трудовой теории стоимости А. Смита.

Слайд 11

Классическая школа экономики (политэкономия) Защитники свободного развития капитализма Томас Роберт Мальтус (1766-1834) английский священник и профессор политэкономии Все беды рода людского объяснял: действиями "естественных законов и человеческими страстями", скупостью природы чрезмерно быстрым размножением человеческого племени Предметы существования растут в арифметической прогрессии, а население - в геометрической. Излишек населения по необходимости обречен на нищету, голод и вымирание. Никакие реформы, никакие революции собственности не изменит этой суровой природной закономерности. Мальтус отрицал исключительную роль труда в качестве источника стоимости, поскольку другим основным элементом объявлял прибыль, которая выдавалась за излишек сверх труда, затраченного на производство товара.

Посмотреть все слайды

Классическая политическая экономия
это направление в развитии экономической мысли,
основанное на принципах невмешательства государства в
хозяйственную практику, зародившееся в период
утверждения рыночной экономики в качестве
господствующего способа хозяйствования.

1. Постепенный слом феодальных
отношений (обезземеливание
крестьян)
2. Буржуазная революция во главе
с Оливером Кромвелем (15991658) и последовавшее за этим
превращение Англии в
конституционную монархию.
3. Достигнут компромисс между
землевладельцами и буржуазией.
4. Решающую роль в политике
стали играть экономические
интересы буржуазии.
Причины возникновения
классической
политической экономии в
Англии

Английский статистик и
экономист, Уильям Петти
(1623-1687)
Эти авторы осуждали
протекционистскую систему,
которая сдерживала свободу
предпринимательства. Ими
подчеркивалось приоритетное
значение либеральных
принципов хозяйствования в
создании национального
богатства в сфере
материального производства.
Французский экономист Пьер де
Буагильбер (1646-1714)

Этапы эволюции классической политической экономии
Первый этап (с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в) – обоснование идей
свободной торговли и предпринимательства: экономические учения У. Петти и П.
Буагильбера. Особенности трактовок категорий богатство, деньги, стоимость,
доходы.
Богатство, по мнению У.
Петти, образуют не только
драгоценные металлы и камни,
включая деньги, но и земли,
дома, корабли, все товары.
Таким образом, богатство
создается в сфере
материального производства,
(а не в обращении).
Деньги У. Петти не считал
богатством страны и писал,
что надо не накапливать их,
а пускать в оборот.
Стоимость определяли
затраченным трудом, а
именно, трудом,
затраченным на добычу
серебра как денежного
материала.

Второй этап (период последней трети XVIII в) – А. Смит:
становление политэкономии как науки. Учение А. Смита и
его труд "Исследование о природе и причинах богатства
народов".
Экономическое учение Адама Смита (1723 -1790)
Основные идеи:
1. Источник богатства – продукт совокупного труда всех
сфер производства, представителей различных видов труда
и профессий («годовой труд наций»).
2. Предпосылка роста богатства – разделение труда.
3.Трудовая теория стоимости – «труд является
единственным всеобщим, равно как и единственно точным
мерилом стоимости». Различные виды труда равнозначны.
4.Концепция «невидимой руки»
5.Государство выполняет роль «ночного сторожа» , а не
регулятора экономических процессов.
Предпосылки второго этапа:
Быстрое развитие капитализма за счет
внешней торговли, правительственных
займов, развития колоний.
Создание крупных централизованных
мануфактур и капиталистических ферм.
Продолжается процесс
обезземеливания крестьян, растет
число наемных рабочих.
Англия превращается в индустриальноаграрную страну.

Недостатки учение А. Смита
1.Не понял сущности денег как всеобщего эквивалента, что деньги
выступают как общественная форма богатства. Деньги лишь
средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен
товаров.
2.В стоимость товара не включил перенесенную стоимость. Считая,
что накопление капитала – это превращение прибыли в
дополнительную зарплату, видел выгоду рабочих в накоплении
капитала.
3.Увязывал понятие «производительный» и «непроизводительный»
труд с понятием капитала.
4.«Производительный» труд оплачивается из прибыли на капитал,
«непроизводительный» труд прибыли не создает.

Третий этап (первую половину XIX в.) - развитие политической экономии в трудах
экономистов Д. Риккардо, Ж. Б. Сэя, Т. Р. Мальтуса. Теории стоимости, капитала,
доходов, воспроизводства. «Железный» закон заработной платы Д. Рикардо.
Учение Ж. Б. Сэя. Теория трех факторов производства, теории доходов, стоимости.
Закон рынков Ж. Б. Сэя, или концепция о безкризисном экономическом росте.
Учение Т. Р. Мальтуса. Теория народонаселения.
Проводит различие между
стоимостью и
материальным
богатством. Предпосылка
увеличения богатства –
рост производительности
труда. Стоимость зависит
не от изобилия, а от
трудности или легкости
производства.
Население растет в
геометрической
прогрессии, а средства
существования – в
арифметической в силу
закона убывающего
плодородия земли
Перепроизводство
товаров и экономические
кризисы невозможны.

Общее у Смита и Рикардо:
1. Выделяют в обществе три основных класса
(землевладельцы, предприниматели, рабочие) и
три вида доходов: рента, прибыль, заработная
плата.
2. Сторонники трудовой теории стоимости
3. Сторонники экономического либерализма
Давид Рикардо (1772 -1823)

Четвертый этап- завершающий этап классического направления (др. пол. ХІХ ст.) был ознаменован
трудами Дж.С.Милля и К.Маркса. Дж.С.Милль (1806-1873 гг.) в труде "Основы политической экономии",
1848 г., систематизировал экономические идеи классической школы и обосновал требования английской
либеральной буржуазии к социальному реформизму.
Дж.С.Милль
1873 гг.)
(1806-
Карл Маркс (18181883 гг.)

Основная заслуга А. Смита и Д. Рикардо
Представили процессы,
происходящие в экономике в
наиболее обобщенном виде как
сферу взаимосвязанных законов и
категорий.
От поиска внешних сил или
обращения к разуму властей
повернули анализ в сферу выявления
внутренних причин, лежащих в
основе функционирования рыночной
экономик

Важнейшие черты классической школы:
1.Концепция экономического человека.
2.Равенство договаривающихся сторон.
3.Полная информированность
4.Текучесть ресурсов.
5.Рост численности рабочего населения тесно зависит от совокупного фонда
оплаты труда.
6. Абсолютизация прибыли как цели предпринимательства.
7. Высокая подвижность уровня заработной платы.
8. Главное – накопление капитала.
9. Особое отношение к земле как к фактору производства.
10. Безусловный экономический либерализм.

Недостатки классической политэкономии
Недостатки классической политэкономии заключались в недооценке роли государства в
экономике, в абсолютизации своих положений и выводов.
В рамках этого учения была сформулирована экономическая противоположность классов
буржуазного общества, что позволило некоторым социалистам-рикардианцам (Т. Годскин, У.
Томпсон и др.) сделать революционные выводы. В начале XIX в. экономическая теория
характеризуется возникновением новых направлений и школ внутри как классической
политической экономии, так и пролетарской политэкономии. В этот период произошел
промышленный переворот на базе новых производительных сил (паровой двигатель, массовое
производство, станкостроение и т.д.), появился промышленный пролетариат, профсоюзы,
произошли первые кризисы перепроизводства.

политическая экономия», зародилось во второй половине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его существования можно поделить на три этапа.

Первый этап продолжался с конца XVII до конца XVIII в. Его можно назвать периодом зарождения, а его представителей - предшественниками классической политэкономии. Их работы не были широко известны, поскольку господствующей экономической концепцией продолжал оставаться меркантилизм. Лишь во второй половине XVIII в. достаточно известной стала французская школа физиократов, но безусловное господство она имела только в пределах своей страны. Второй этап, с конца XVIII до середины XIX в., представляет уже полное господство классической политической экономии. Точкой отсчета здесь можно считать работу английского экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства пародов» (1776). С начала XIX в. экономическая наука в лице классической политической экономии была признана самостоятельной наукой и стала преподаваться в университетах отдельным курсом. В то же время в течение второго периода продолжалось творческое развитие классической политэкономии - выдвигались новые теоретические положения, в рамках классической политэкономии появились отдельные течения, различавшиеся как по классовым симпатиям, так и по теоретическим особенностям и дискутирующие между собой. Последними крупными теоретиками второго этапа были Дж.С. Милль, итоговая работа которого «Основы политической экономии» вышла в 1848 г., и К. Маркс, черновой вариант работы которого «Капитал» был написан в конце 1850-х гг. Третий, завершающий этап классической политэкономии, продолжавшийся с середины до конца XIX в., можно, так же как и первый, назвать переходным. С одной стороны, сохранялось господство классической политэкономии, читался соответствующий курс в университетах, но новых теоретических идей почти не выдвигалось. За границу XIX в. перешагнул только марксизм, который, опираясь на методологические принципы классической политэкономии, стал анализировать новые явления, возникшие в капиталистической экономике в конце XIX - начале XX в.